Сибирские огни № 10 - 1979

А на сцене за кр а с н ы м .столом б у д е т сидеть М и ха и л С е м е н о в и ч З ё м л я ко в , у к о ­ то р о го , по е го с о б ств е н н о м у в ы р а ж е н и ю , «три класса Ц ПШ » (ц е р ко в н о п р и х о д с ко й ш ко л ы ) и пять м еся ц е в уче бы в с е л ь с ко х о зя й с тв е н н о м те хн и кум е . И Гаврила С е р ге ­ евич Т ро стн и ко в б уд е т вы ступать с в о с п о м и н а н и я м и . О н обучался гр а м о те в Ш К М — бы ли такие ш ко л ы ко л х о зн о й м о л о д е ж и для тех, к о м у не д ов ел ось учиться в детстве. У о б о и х главны м учи те л е м была сама ж и зн ь , п р а кти ка строительства социализм а в д ер е в н е . П о й м у т ли их м олоды е? П усть п ослуш аю т, пусть п о за ви д ую т. Д а, все у них ещ е в перед и , м н о го уд и в и тел ь н о го уви дят и соверш ат сами, но тех п р е гр а д , что п р е о д о л е ­ ли их отцы , им на пути не встретить. И слава б о гу . Н о пусть с тем ж е у п о р с тв о м и с той ж е в е р о й в ж и зн ь б е р у т свои б ол ьш и е вы соты . На этой главной м ы сли ветераны сош лись е д и н о д уш н о . С амы й заняты й из ста р и ко в Гундарев о за б о ч е н н о см отри т на часы, встает, на х о д у нахлобучивая ш апку. Т ро стн и ко в с З е м л я ко в ы м опять увлеклись р а з б о р о м р а зны х случаев д вад цати­ тр и д ц атил етней давности. М ихаил С е м ен о ви ч, ка к ви дно, отличался х а р а кте р о м стр о п ти вы м , н е п о ко р н ы м , и сейчас признается, что, бы вало, не срабаты вался с ины м и р у ко в о д и те л я м и . П ом янув о д н о го из них, сказал в н е п о д д е л ь н о м и зум л е н и и : «Вот бы л с а м о д у р !» — и п о кр ути л го л о в о й , всем в и д о м по ка зы в ая, что л ю д е й та ки х не поним ает, о тку д а они то л ько б ерутся. Гаврила С е р ге е ви ч хоть и го д а м и п о м о л о ж е , зато п р ош е л ч е р е з р а й о н н о е зв е ­ но, п о то м у р а зн ы х п о д о б н ы х д еятелей видел больш е. О н м у д р о м олчит. И оба согласны в том , что теперь это явление себя и зж и л о . В ернее, е гр см ела сама ж и зн ь . Э то то ж е всем н а п е р е д наука. — Кто ещ е б уд е т вы ступать, не знаеш ь? — сп р о си л у ж е вставая Гаврила С е р ­ геевич. — Д а есть к о м у ! О д н и х стары х п р е д се д а те ле й собрать — не п ересл уш аеш ь,— р а ссм е ял ся З е м л я ко в .— А с е р ь е зн о ^ с ко л ь ко у нас п е н си о н е р о в , так это ж целы й к о р ­ пус воспитателей м о л о д е ж и . В озьм и ты Павла С е р ге е ви ча Я кутина, то ж е из «бы вш их»... И м ел п о д х о д к л ю д я м , знал, что сказать в с а м ую т р у д н у ю м и н уту,— таких п е д а го го в п о и ска ть. И ли Б а траченко А н д р е й А б р а м о в и ч . Б р и га д и р о м бы л д о войны , ф р о н т п р о ­ ш ел, вернул ся, опять назначили б р и га д и р о м , ставил на ноги хозяйств о расш атанное и д о ко н ц а тащ ил этот воз, не отступился. Д а л ю б о й р я д о в о й ко л х о з н и к из наш его п о ­ ко л е н и я с то л ь ко в д уш е накопил, ж а л ко , что писать не ум еем ... — С овет ветеранов ко л х о зн о й ж и зн и надо создавать, вот что! — переб ил его Т ро стн и ко в.— К а к на завод ах или у бы вш их ф р о н то в и ко в . М у зе й в селе пора им еть свой. — И так р а б о та е м с м о л о д е ж ь ю , ч е го там ! — о тм ахн улся бы ло М ихаил Се­ м ен ович. — Все д о л ж н о бы ть по плану,— потряс под н яты м кв е р х у пальцем Гаврила С ергееви ч. Я слуш ал их и д ум а л о то м , что есть, н аверное, в ж и зн и к а ж д о го ко л х о за или сов­ хоза не п о д д а ю щ и е с я учету ф а кто ры , ка ки м -то о п о ср е д ств о в а н н ы м о б р а зо м вл и яю ­ щ и е на хо зяй ств ен ны е дела, о п р е д е л я ю щ и е и у р о в е н ь п р о и зво д ства , и д ухов н о е , с ка ­ ж е м так, состояние с е л ь с ко го общ ества. П о ж и в д а ж е н е п р о д о л ж и те л ь н о е в р е м я в В е р х-И р м е н и , вы уви дите, нет, с ко р е е почувствуете у д и вщ е л ь н у ю цельность, за ко н ч е н н о сть всего б о л ьш о го й с л о ж н о го зд а ­ ния, ка ки м является ко л х о з. «Б ольш евик» — хо зя й ств о в вы сш ей степени са м остоятел ьн ое. Э то не значит, что «Б ольш евику» не че м у по учи ться у д р у ги х или что он ни в чем не нуж д ается. Но, без­ условно, значит вот что: к о л х о з ж и в е т и развивается в то м р и тм е , ка к о го д ости г сам по за ко н а м с о б с тв е н н о го роста. Его не надо ни вы тягивать, ни подталкивать и, по в о з ­ м о ж н о с ти , е м у не надо м еш ать. О становиться, отстать он у ж е не м о ж е т, не им еет права. А пом ощ ь? — сп р о си те вы. П о м ощ ь нуж на. Д е л ов а я, квал иф иц ированная и без м е л о ч н о й о п е ки .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2