Сибирские огни № 09 - 1979
дошлс, и штыком, третий пером. Но разит! А щекотать пятки — это не разить. Это врагу даже приятно; кому не приятно, когда ему пятки щекочут? И не дело это для настоящего человека, пятки щекотать. Не дело! Я так понимаю. Если, конечно, чело век чего-нибудь да стоит. Он распалялся и становился все более похожим на сестру, когда она вступала в идейный бой. А уж тут наша Макси пощады не знала. Невзрачная, маленькая, она пре ображалась на глазах, когда, перегибая палку, клеймила кого-нибудь из своих авст рийских товарищей, работавших в нашей газете, как «соглашателей и трусов». И только потому, что они, по ее мнению, проявляли недостаточную активность во время демонстрации или митинга. Очевидно, Йозеф Тракл тоже перенял эти качества своей старшей сестры. — Нет, вы только не подумайте, что я какой-нибудь там максималист! — Он энер гично потряс головой, словно оспаривая мои мысленные выводы.— Я понимаю, наука это инструмент потоньше булыжника. Журнальные статьи в окна не швыряют. Но ска жите мне, пожалуйста, как бы вы, например, поняли такое выражение: «В каждой стране — свой марксизм»? — Ну, это старый лозунг австромарксистских оппортунистов. Им довольно ловко оперировали всякого рода социал-предатели и ревизионисты. — Совершенно верно!— Хорошо, что в гостиной, кроме нас, никого не было; Тракл говорил громко и запальчиво, будто выступал на митинге,— Да и сейчас тоже находятся такого рода мудрецы. А ведь свой марксизм — это никакой не марксизм, верно? Марксизм — это только общий, интернациональный. Или никакой — я так по нимаю! А тут приходит ваш друг Вальтер Редлих и заявляет в своей статье, что в об щем и целом, недоучитывая и переучитывая, принимая во внимание и опять-таки не принимая во внимание... Одним словом, каждой стране — свой марксизм! А это что такое значит? Душу из марксизма вынуть, я так понимаю. Какой же это марксизм — если каждой стране свой?.. — Так прямо и написал?— не поверил я. — Смысл такой... А ведь хочет, чтобы его считали прогрессивным ученым и во обще ух каким передовым человеком! — Я полагаю, вы не совсем его поняли. Скорее всего, он говорил об особенно стях применения учения Карла Маркса р каждой стране. А это совсем другое дело. — А!— Тракл смотрел на меня с ¿суждением.— Нет, я, извините, понимаю. Уж я-то все понимаю! Хвостом он крутит, этот ваш ученый Редлих, вот что! Хочет, как у нас в Тироле говорит простой народ, и пиво выпить, и пену не сдуть... Ох, да что это я!— вдруг спохватился он и сразу заулыбался смущенно.— Разве ж так можно с гос тями? Простите меня, товарищ Ванаг! Вы к нам, можно сказать, в дом с визитом, а я вам на стол наше грязное белье!.. И как раз в этот момент вошла Инга. — Вот ты где, отец! А я наверх сбегала, вниз, опять наверх. Пока не догадалась спросить у нашей милашечки Оливии. Я их представил друг другу. Лицо Инги дернулось от боли, когда Тракл кинулся жать ей руку. Но духам обрадовалась: — «Котй»?!— разглядела этикетку. — А я в них неважно разбираюсь. Пахнут — и ладно... Ну вот, уже и темнеет.— Он разочарованно покачал головой.— Теперь остается только в ресторан. Но тут мы оба дружно запротестовали. Сколько же можно! Сплошные обеды и ужины! > — Как тогда быть?— Крупное лицо Тракла озадаченно вытянулось.— Магистрат уже за все уплатил. — Ну и пусть считается, что мы поели, господин Тракл! — Нет, нет!— Тракл поморщился и посмотрел на Ингу просительно.— Если мож но, называйте меня «товарищ». Уж для кого — для кого, а для советских я не гос подин. — С удовольствием... Но одно только условие: никаких ресторанов!.. Нет, чест ное слово, я тут у вас, в Австрии, каждый день прибавляю в объеме на сантиметр. Не могу же я вернуться в Советский Союз в виде сальной бочки!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2