Сибирские огни № 09 - 1979
трудников и студентов томских вузов и немногочисленных посланцев столицы. Затем творческий состав укрепился профессиональными артис тами, режиссерами, художниками, силами которых было поставлено не мало интересных спектаклей. Во время Отечественной войны театр был переведен в Кемерово, а его помещение занял Первый Белорусский го сударственный академический театр имени Янки Купалы. Для того, что бы возродить городской театр, решено было объединить Колпашевский драматический театр с посланцами города Горького. П. Г. Антоколь ский всеми силами способствовал этому объединению. Со сцены театра имени В. П. Чкалова, названного так по просьбе горьковчан в честь их замечательного земляка, Павел Григорьевич прочитал отрывок из поэ мы «Сын», за которую годом позже был удостоен Государственной пре мии СССР. В Томске он написал стихотворение «В библиотеке», посвя тив его В. Н. Наумовой-Широких. При его заинтересованной поддержке готовились к постановке «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Образ Ильича в этом спектакле убедительно создал М. П. Кузнецов, ныне на родный артист СССР. И вновь на берегах Томи зазвучала мелодия, ко торую в суровом 1918 году дал кремлевским курантам М. М. Черемных. Большим событием в культурной жизни города стали работы теат ра, в основу которых были положены произведения писателей, связан ных с Томском жизнью и творчеством: «Без языка» В. Короленко (1957), «Тайга» В. Шишкова, «Соль земли» Г. Маркова (1963) и его же «Отец и сын» (1965). «Томск всегда был театральным городом, городом искусств»,—свидетельствует народный артист РСФСР Б. Горбачев, боль шая часть жизни которого связана с Томском, а начало артистической деятельности —с университетским театральным коллективом. Не случайно именно в Томск, этот «город искусств», в научную биб лиотеку первого Сибирского университета, обратилась вдова проникно венного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. Валерия Дмитриевна попросила томичей принять на хранение неопубликованные дневники Пришвина, которые он вел всю жизнь, с тем, чтобы через двад цать пять лет (в 1982 году) они навсегда стали собственностью универ ситета. Имея давние литературные традиции, Томск, однако, позже ряда других сибирских городов создал у себя писательскую организацию. Сказалась специфика вузовского центра—с его постоянными прилива ми и отливами, сменой студентов, многие из которых вместе с дипло мами увозили с собой первые литературные опыты, серьезные публи кации, а то и самостоятельные книги, но профессиональными писателями становились в других городах. В сентябре 1963 года с помощью и при личном участии Г. М. Мар кова было создано Томское отделение Союза писателей России. «Это поможет,—сказал в те дни Георгий Мокеевич,—творческой работе как самих членов Союза, так и начинающей литературной молодежи, это повысит требовательность писателей к себе». Первым руководителем организации стал кандидат филологиче ских наук, литературовед Николай Федорович Бабушкин, а первым из томичей в Союз советских писателей был принят Вадим Филиппович Иванов, поэт и прозаик, большую часть жизни прикованный к постели тяжелым недугом. До последних дней оба они напряженно трудились сами и учили тому же творческую молодежь... * * * «В жизни всегда есть место подвигам»,—справедливо считал А. М. Горький. Он имел в виду прежде всего повседневный трудовой героизм народа, преображающего родную землю. Благодаря этому ге-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2