Сибирские огни № 09 - 1979
битвы с немецким фашизмом. Этот голос всегда проникал до самого сердца, согревал душу, поднимал энергию, звал вперед и вперед. Он и сейчас звучит неустанно, звучит, как живой»,— эти слова принадлежат лауреату Ленинской и Государственной премий, первому секретарю Правления Союза писателей СССР Георгию Мокеевичу Маркову. Шишков и Марков —два имени, связанные не только духовным и писательским, но и географическим родством: именно в Томске первый из них написал более сорока очерков и рассказов, повесть «Тайга», на копил немалый материал для «Угрюм-реки»; второй все свои лучшие про изведения —романы «Строговы», «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь», ставшие гордостью отечественной литературы, посвятил людям сурового нарымского края. В 1978 году в селе Новокусково состоялось торжественное открытие библиотеки, на строительство которой Г. М. Марков передал свою Ле нинскую премию. Просторный холл библиотеки украшен деревянным пан но работы томского художника В. Гусарова. Читальные залы для детей и взрослых радуют простором и уютом. В специальном фонде при этих залах размещены полторы тысячи книг из личного собрания Георгия Мо- кеевича с дарственными надписями ведущих писателей нашей многона циональной Родины. Среди них книга с автографом секретаря Правления Союза писате лей СССР, редактора журнала «Знамя» Вадима Михайловича Кожевни кова, выпускника томской школы № 9. Он вырос в семье нарымских по литических ссыльных. Воспоминания детства помогли ему создать роман «Заре навстречу» —о революционном движении и становлении Совет ской власти в Сибири. Томская школа № 15 носит имя лауреата Государственной премии СССР Галины Евгеньевны Волянской-Николаевой, автора романа «Бит ва в пути». И это не просто дань уважения известной советской писа тельнице, но и память о ней, о том, что она родилась и выросла на том ской земле—в селе Усманка, отсюда ушла в большую жизнь, стала военным врачом, а затем литератором. В начале тридцатых годов в Томск приезжал Илья Эренбург. По ездка в Сибирь дала ему материал для романа «День второй». Тогда, в 1932 году, И. Г. Эренбург подметил прежде всего затухание админист ративной значимости города, удаленность его от главной железнодорож ной магистрали и вызванное этим замедление в промышленном росте, а уж потом передовую науку, взрывающую обывательский мещанский уклад, десятки тысяч студенов, которые, по его собственным словам, «заполнили Томск грохотом и смехом». Иным увидел Томск летом 1945 года другой старейшина советской литературы —Павел Григорьевич Антокольский. Его взгляду открылся крупный заводской, научный, студенческий и культурный центр, в пору суровых испытаний ставший побратимом многих городов Советского Союза. Творческие кадры Томска во время войны пополнились работ никами искусств из самых разных краев и областей. Немало оказалось среди них и актеров Горьковского драматического театра. «Мой приезд,—пишет П. Г. Антокольский,—связан с первыми шага ми этих актеров на томской сцене. Ставил я «Ромео и Джульетту» Шекспира. Кроме того, в театре шли две мои постановки —«Лес» Ост ровского и «Женитьба Фигаро» Бомарше». Нужно сказать, что к тому времени Томск, первый театральный го род Сибири, преодолевший после революции засилие развлекательных спектаклей и заведений под вывесками «Интимный», театра миниатюр и других, накопил немалый опыт воспитания и объединения народных талантов. Поначалу труппа его театра драмы и комедии состояла из ак теров гарнизонной драматической группы, наиболее талантливых со-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2