Сибирские огни № 09 - 1979

битвы с немецким фашизмом. Этот голос всегда проникал до самого сердца, согревал душу, поднимал энергию, звал вперед и вперед. Он и сейчас звучит неустанно, звучит, как живой»,— эти слова принадлежат лауреату Ленинской и Государственной премий, первому секретарю Правления Союза писателей СССР Георгию Мокеевичу Маркову. Шишков и Марков —два имени, связанные не только духовным и писательским, но и географическим родством: именно в Томске первый из них написал более сорока очерков и рассказов, повесть «Тайга», на­ копил немалый материал для «Угрюм-реки»; второй все свои лучшие про­ изведения —романы «Строговы», «Соль земли», «Отец и сын», «Сибирь», ставшие гордостью отечественной литературы, посвятил людям сурового нарымского края. В 1978 году в селе Новокусково состоялось торжественное открытие библиотеки, на строительство которой Г. М. Марков передал свою Ле­ нинскую премию. Просторный холл библиотеки украшен деревянным пан­ но работы томского художника В. Гусарова. Читальные залы для детей и взрослых радуют простором и уютом. В специальном фонде при этих залах размещены полторы тысячи книг из личного собрания Георгия Мо- кеевича с дарственными надписями ведущих писателей нашей многона­ циональной Родины. Среди них книга с автографом секретаря Правления Союза писате­ лей СССР, редактора журнала «Знамя» Вадима Михайловича Кожевни­ кова, выпускника томской школы № 9. Он вырос в семье нарымских по­ литических ссыльных. Воспоминания детства помогли ему создать роман «Заре навстречу» —о революционном движении и становлении Совет­ ской власти в Сибири. Томская школа № 15 носит имя лауреата Государственной премии СССР Галины Евгеньевны Волянской-Николаевой, автора романа «Бит­ ва в пути». И это не просто дань уважения известной советской писа­ тельнице, но и память о ней, о том, что она родилась и выросла на том­ ской земле—в селе Усманка, отсюда ушла в большую жизнь, стала военным врачом, а затем литератором. В начале тридцатых годов в Томск приезжал Илья Эренбург. По­ ездка в Сибирь дала ему материал для романа «День второй». Тогда, в 1932 году, И. Г. Эренбург подметил прежде всего затухание админист­ ративной значимости города, удаленность его от главной железнодорож­ ной магистрали и вызванное этим замедление в промышленном росте, а уж потом передовую науку, взрывающую обывательский мещанский уклад, десятки тысяч студенов, которые, по его собственным словам, «заполнили Томск грохотом и смехом». Иным увидел Томск летом 1945 года другой старейшина советской литературы —Павел Григорьевич Антокольский. Его взгляду открылся крупный заводской, научный, студенческий и культурный центр, в пору суровых испытаний ставший побратимом многих городов Советского Союза. Творческие кадры Томска во время войны пополнились работ­ никами искусств из самых разных краев и областей. Немало оказалось среди них и актеров Горьковского драматического театра. «Мой приезд,—пишет П. Г. Антокольский,—связан с первыми шага­ ми этих актеров на томской сцене. Ставил я «Ромео и Джульетту» Шекспира. Кроме того, в театре шли две мои постановки —«Лес» Ост­ ровского и «Женитьба Фигаро» Бомарше». Нужно сказать, что к тому времени Томск, первый театральный го­ род Сибири, преодолевший после революции засилие развлекательных спектаклей и заведений под вывесками «Интимный», театра миниатюр и других, накопил немалый опыт воспитания и объединения народных талантов. Поначалу труппа его театра драмы и комедии состояла из ак­ теров гарнизонной драматической группы, наиболее талантливых со-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2