Сибирские огни № 09 - 1979

Своеобразие Томска в том и заключается, что наука и искусство здесь развивались не изолированно друг от друга, шли не параллельны­ ми путями, а всегда вместе, рука об руку. Многие видные ученые, родо­ начальники научных школ и направлений, всеми своими силами, авто­ ритетом способствовали созданию в Томске различных творческих об­ ществ и кружков, сами показали себя самобытными художниками, писателями, артистами. Это и автор научно-фантастических романов «Земля Санникова», «Плутония» В. А. Обручев, и поэт П. Л. Драверт, и популяризатор М. А. Усов, и краевед Г. К. Тюменцев... В 1909 году одновременно с Обществом любителей художеств в Томске был основан двухнедельный художественный журнал «Молодая Сибирь», нравственным девизом которого стали стихи Ивана Тачалова, сосланного на берега Томи из Барнаула за дерзкую поэму «Егорка»: О, колыбель моя, Сибирь моя родная, О, край непочатый непробужденных сил, Когда ж ты расцветешь, красой своей блистая, И засияешь весь от края и до края, Как небосвод в огне пылающих светил? Журнал объединил вокруг себя наиболее способных томских литера­ торов. Присутствие среди них Г. Н. Потанина, по признанию одного из «молодосибирцев», «вызывало здесь такое же действие, как дрожжи для хлебного теста». Уже в одном из первых номеров «Молодой Сибири», опубликовал свой рассказ «Бабушка потерялась» инженер Томского округа путей сообщения Вячеслав Яковлевич Шишков, неутомимый исследователь речных дорог Сибири. Г. Н. Потанин одобрил литературные опыты свое­ го молодого коллеги, более того, побудил написать для газеты «Сибир­ ская жизнь» статьи «Пасынки» и «К вопросу о театральной школе в Си­ бири». Не случайно в своей автобиографии В. Шишков отметил позже: «Однажды я прочитал Потанину свой рассказ. Он одобрил, просил про­ читать в собрании, я стеснялся. «Вам надобно писать и писать. У вас есть еще рассказы? Вы посылали в столицу?» Я ответил, что выступать в столичной печати считаю пока преждевременным. Под влиянием По­ танина 1912—1913 годы урывками от службы я занимался писательством и пополнениём образования». Составляя первый том «Сибирского сборника», «золотой россыпью» назвал А. М. Горький произведения не только В. Шишкова, но и других его товарищей-сибиряков, чья судьба так или иначе связана с Томском: В. Бахметьева (наиболее известны его повесть «Последние дни его пре­ восходительства», посвященная революционным событиям в Томске, и романы из эпохи гражданской войны «Преступление Мартына» и «Нас­ тупление»), Г. Гребенщикова —автора книг «В просторах Сибири», «Змей Горыныч»^ «Степь да небо», «Волчья жизнь», «Любава», поэтов И. Тачалова, Г. Вяткина, П. Драверта... М. Горький на рукописи сборника сделал приписку: «Молодцы, Си- . бирь! Итак, вперед!» В боях за молодую Советскую республику пал талантливый запе­ вала Федор Лыткин. Его песню подхватили Александр Богданов —автор «Студенческой марсельезы», «Песни пролетариев», поэтических книг «В борьбе за жизнь», «Песни подпольщика», а позже—томские студийцы, руководимые одним из организаторов сибирской литературы писателем Ф. И. Тихменевым,—Лев Черноморцев, Евгений Березницкий, Игнатий Рождественский, Елизавета Стюарт, Давид Лившиц, Юрий Бессонов... «Я никогда не видел Вячеслава Шишкова, но голос его, голос под­ линного народного художника, я слышал всегда: в детстве и юности, в годы социалистического преобразования Родины, в годы смертельной 5 Сибирские огни № 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2