Сибирские огни № 09 - 1979

щего, будет и в искусстве походить на нее, т. е. все покупать и не иметь своего». Революция, затем гражданская война разметали кружковцев по стране: одни добровольцами вступили в Красную гвардию, другие, в том числе и М. М. Черемных, мобилизованы были для работы в Москве, и лишь Николай Котов вернулся в Томск. Вместе с М. М. Поляковым он создал там Сибирскую Академию художеств, но ей не суждено было окрепнуть: город захватили белочехи. Они разгромили мансарды П, Шарлаимова, А. Лямина, Е. Машкевича, зверски расправились с В. Вучевичем-Сибирским, автором картины, запечатлевшей трагические события первой русской революции,—«Погром в Томске» (1905).. Черемных хорошо помнил эту картину. Неумело -написанная, она тем не менее заставляла сопереживать, выделялась среди безмятежных пейзажей и натюрмортов резкостью, злободневностью темы. Охвачен­ ное пламенем Управление Сибирской железной дороги, зловещие фи­ гурки черносотенцев с дубинками, задыхающиеся в огне люди... Чувство невольной вины перед товарищами мучило Черемных: они каждодневно подвергаются смертельной опасности в оккупированном Томске, а он ничем не может им помочь. Рассказать бы о своих сомне­ ниях Владимирскому. Он поймет, не может не понять. Но ответ его на­ верняка будет коротким: «Каждый обязан бороться на своем месте. Мы с вами, Михаил Михайлович, тоже выполняем задание государственной важности». И Черемных с удвоенной энергией принялся за перестройку кремлевских курантов. Второго октября 1918 года, после долгого вынуж­ денного молчания, они заговорили вновь — на этот раз на языке побе­ дившей революции. Весной 1919 года М. Черемных выпустил первые плакаты Окон РОСТА, привлек к этому делу В. Маяковского, положив начало жанру советского агитационного плаката. Острые политические миниатюры его сражались на всех фронтах молодой Советской республики, в том числе и на Сибирском, вдохновляли красноармейцев, являли пример в работе для молодой творческой интеллигенции. Сразу после восстановления Советской власти в Томске возобновила свою работу секция изобразительного искусства, открылись художест­ венные студии, в том числе для красногвардейцев, для военнопленных немцев и австрийцев. На первую послевоенную выставку томские рисо­ вальщики представили в основном плакаты, карикатуры на злобу дня, портреты и эскизы будущих полотен. Выставка эта вызвала у томичей такой же восторг и удивление, как первый сеанс звукового кино системы А. Ф. Шорина, состоявшийся 27 июля 1920 года. Томское отделение Ассоциации художников революционной России, филиал Сибирского общества «Новая Сибирь», товарищество «Худож­ ник», отделение Союза советских художников —вот этапы развития изоб­ разительного искусства в Томске. С ними тесно связаны имена Н. Ф. Смо­ лина, В. М. Мизерова, В. -И. Лукина, В. Г. Халявиной, К. Г. Чумичева, Т. В. Чернавина, Н. Г. Георгилевича, Л. И. Обабковой и других. Особое значение для города имело возвращение в родные пенаты живописца репинской школы Сергея Ивановича Голубина. Он многое сделал для профессионального образования художников и архитекто­ ров не только Томска, но и близлежащих сибирских городов. До послед­ него дня своей жизни, ослепший, прикованный болезнью к постели, он не прекращал работы —диктовал сестрам главы так и не завершенного учебного пособия по рисованию... «Между наукой и художественной литературой есть много общего,— писал М. Горький,— и там и тут основную роль играют наблюдение, сравнение, изучение; художнику так же, как ученому, необходимо обла­ дать воображением и догадкой —«интуицией».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2