Сибирские огни № 09 - 1979
щего, будет и в искусстве походить на нее, т. е. все покупать и не иметь своего». Революция, затем гражданская война разметали кружковцев по стране: одни добровольцами вступили в Красную гвардию, другие, в том числе и М. М. Черемных, мобилизованы были для работы в Москве, и лишь Николай Котов вернулся в Томск. Вместе с М. М. Поляковым он создал там Сибирскую Академию художеств, но ей не суждено было окрепнуть: город захватили белочехи. Они разгромили мансарды П, Шарлаимова, А. Лямина, Е. Машкевича, зверски расправились с В. Вучевичем-Сибирским, автором картины, запечатлевшей трагические события первой русской революции,—«Погром в Томске» (1905).. Черемных хорошо помнил эту картину. Неумело -написанная, она тем не менее заставляла сопереживать, выделялась среди безмятежных пейзажей и натюрмортов резкостью, злободневностью темы. Охвачен ное пламенем Управление Сибирской железной дороги, зловещие фи гурки черносотенцев с дубинками, задыхающиеся в огне люди... Чувство невольной вины перед товарищами мучило Черемных: они каждодневно подвергаются смертельной опасности в оккупированном Томске, а он ничем не может им помочь. Рассказать бы о своих сомне ниях Владимирскому. Он поймет, не может не понять. Но ответ его на верняка будет коротким: «Каждый обязан бороться на своем месте. Мы с вами, Михаил Михайлович, тоже выполняем задание государственной важности». И Черемных с удвоенной энергией принялся за перестройку кремлевских курантов. Второго октября 1918 года, после долгого вынуж денного молчания, они заговорили вновь — на этот раз на языке побе дившей революции. Весной 1919 года М. Черемных выпустил первые плакаты Окон РОСТА, привлек к этому делу В. Маяковского, положив начало жанру советского агитационного плаката. Острые политические миниатюры его сражались на всех фронтах молодой Советской республики, в том числе и на Сибирском, вдохновляли красноармейцев, являли пример в работе для молодой творческой интеллигенции. Сразу после восстановления Советской власти в Томске возобновила свою работу секция изобразительного искусства, открылись художест венные студии, в том числе для красногвардейцев, для военнопленных немцев и австрийцев. На первую послевоенную выставку томские рисо вальщики представили в основном плакаты, карикатуры на злобу дня, портреты и эскизы будущих полотен. Выставка эта вызвала у томичей такой же восторг и удивление, как первый сеанс звукового кино системы А. Ф. Шорина, состоявшийся 27 июля 1920 года. Томское отделение Ассоциации художников революционной России, филиал Сибирского общества «Новая Сибирь», товарищество «Худож ник», отделение Союза советских художников —вот этапы развития изоб разительного искусства в Томске. С ними тесно связаны имена Н. Ф. Смо лина, В. М. Мизерова, В. -И. Лукина, В. Г. Халявиной, К. Г. Чумичева, Т. В. Чернавина, Н. Г. Георгилевича, Л. И. Обабковой и других. Особое значение для города имело возвращение в родные пенаты живописца репинской школы Сергея Ивановича Голубина. Он многое сделал для профессионального образования художников и архитекто ров не только Томска, но и близлежащих сибирских городов. До послед него дня своей жизни, ослепший, прикованный болезнью к постели, он не прекращал работы —диктовал сестрам главы так и не завершенного учебного пособия по рисованию... «Между наукой и художественной литературой есть много общего,— писал М. Горький,— и там и тут основную роль играют наблюдение, сравнение, изучение; художнику так же, как ученому, необходимо обла дать воображением и догадкой —«интуицией».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2