Сибирские огни № 09 - 1979
благо и то, что она дала бой холодному копиизму, вызвала общий инте рес горожан. За этой скромной выставкой последовали другие. Прежде всего — отчеты прекрасного алтайского художника Г. И. Гуркина, о котором его давний друг и покровитель Г. Н. Потанин писал: «...на этой выстав ке... божественно-дикая природа верхов Алтая преобладает над буржу азным теплом низких горизонталей». А потом судьба свела Черемных с талантливым графиком Щегло вым, сотрудником многих сатирических и иллюстрированных журналов (с 1906 по 1910 год в Томске, сменяя один другой, непродолжительно вы ходили «Томский театрал», «Ерш», «Бубенцы», «Бич», «Литература и юмористика», «Сибирские отголоски»). Наиболее зрелые работы Щег лова появились в самом интересном периодическом издании тех лет —в «Силуэтах родного города». Чего стоил его рисунок «Немного статис тики— 104000 жителей, 1170 избирателей», изображающий огромного нищего мужика, а рядом приземистого вороватого купчишку! Или «Три песни Сибири» —символ бесправия и опустошенности: шаман, колод ник, спившийся мастеровой... Щеглов нередко получал заказы на книжное оформление от столич ных издательств. Своеобразными красочными иллюстрациями сопроводил он одно из лучших изданий «Анны Карениной», вышедшее в товариществе П. Д. Сытина. В 1909 году произошло памятное не только для художнической, но и для всей прогрессивной общественности города событие: учреждено пер вое в Сибири Общество любителей художеств. Воспользовавшись отъез дом в Петербург А. С. Капустиной, Общество уполномочило ее просить И. Е. Репина направить в Томск на должность преподавателя платных рисовальных классов кого-нибудь из своих учеников-живописцев. Иван Ефимович не замедлил откликнуться и словом и делом. «Милостивые господа! —писал он томичам.—Польщенный вашим любезным доверием, рекомендую вам молодого художника Семена Мар ковича Прохорова, окончившего в прошлом году Академию художеств и только что вернувшегося из заграничного путешествия, сделанного им для завершения своего художественного курса. Ваша программа так серьезно обдумана, с таким видным понима нием вопроса, даже до распределения специальных занятий, что мне не трудно было убедить художника во цвете лет не убояться далекой Сиби ри и принять ваши условия для дорогого дела художественного развития в наших отдаленных краях. С. Прохоров будет очень подходящим руководителем в студии, ко торую он организует в Томске при вашем содействии. Серьезное отноше ние к этой задаче вашего Общества и желание трудиться учеников будут его вдохновлять и создадут, надеюсь, художественный светоч, который, может быть, со временем и нас порадует своим особым локальным блеском». Черемных, к тому времени поступивший в Томский университет, узнал о письме прославленного русского художника из сообщения в «Си бирской газете». Одним из первых он пришел на занятия классов живопи си и рисования. Благодаря С. М. Прохорову, всего за год подготовился он к конкурсному экзамену в Московское училище живописи и с успехом выдержал его. Следом за Черемных в Москву за знаниями отправились другие на чинающие рисовальщики, ученики Прохорова —Н. Котов, Т. Оларь, П. Свешников, П. Тарский, П. Фомин. Вместе с посланцами Барнаула они образовали там кружок сибирских художников, крепко усвоивший горькие слова М. М. Щеглова: «Печально, если Сибирь, Америка буду-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2