Сибирские огни № 09 - 1979

ний. И не раз где-нибудь в Лагерном саду или у пристани наблюдали они, как рисует с натуры известный всему городу Павел Михайлович Коша- ров, первый в этих краях профессиональный живописец. Ученик К. Брюл­ лова и И. Айвазовского, выпускник Академии художеств, в 1851 году приехал он в захолустный сибирский городишко, чтобы стать там учите­ лем рисования мужской гимназии (а значит, учителем «сибирского Гер­ цена» Н. М. Ядринцева, писателей И. А. Кущевского и Н. И. Наумова, народовольца В. С. Осипанова, казненного вместе с Александром Улья­ новым и другими участниками покушения на Александра III). Более пятидесяти лет отдал Кошаров Томску. Сам интересный художник, он явился объединителем народных дарований, устроителем первых в Си­ бири художественных выставок, автором учебника рисования для начи­ нающих. Добрый человек и талантливый воспитатель, он посылал работы своих учеников на просмотры в Академию художеств и по-детски радо­ вался, когда они удостаивались поощрительных медалей. Соседство убогого и прекрасного всегда было характерно для до­ революционного Томска. Именно здесь в 1850 году построен был первый в Сибири городской театр, поначалу деревянный, похожий больше на ку­ печеский лабаз, нежели на помещение для публичных представлений. На спектакли заезжих трупп томские толстосумы заявлялись обычно в пролетках, доверху загруженных провизией. Слуги проворно вытаскива­ ли из коробов роскошные ковры, устилали ими ложи, устанавливали столы с яствами, раздували вместительные самовары, откупоривали привозные вина, и начиналось «чаепитие» вприглядку с драматическим действом. Наибольшей благосклонностью купеческой публики пользова­ лись водевили, комедии и душещипательные бытовые драмы. Но нет-нет да проникали на сцену шокирующие зажиточную публику произведения Грибоедова, Гоголя, Островского, а позже —Толстого, Чехова, Горького, и тогда разражалась буря. Она подхватывала на свой гребень критиче­ ски настроенную к существующему правопорядку молодежь, объединя­ ла в общем порыве гнева и протеста рабочих, ремесленников, политиче­ ских ссыльных. Медленно пробуждался Томск от забитости и невежества. Сначала здесь открылась первая в Сибири публичная библиотека (1866), затем распахнул двери первый за Уралом книжный магазин (1873), родилась художественная студия, начала выходить первая «Сибирская газета» (1881), возникло Общество попечения о начальном образовании с деви­ зом «Ни одного неграмотного!» (1882). В 1886 году заявило о себе Томское драматическое общество (в нем начинали свой путь на сцену Малого театра В. О. Массалитинова, впос­ ледствии народная артистка РСФСР, а ее брат Н. О. Массалитинов — на сцену МХАТа). Многое из того, что при Владимирском только зарождалось, пуска­ ло глубокие корни, Черемных запомнил как уже традиционно существу­ ющее. Его томская юность, во многом похожая на юность Михаила Фе­ доровича, пришлась на более драматическое время —время вооруженной борьбы. Художественная интеллигенция Томска, творческая молодежь при­ няла в этой борьбе по-своему активное участие. Двенадцатилетним мальчиком пришел Миша Черемных на выставку известной томской художницы Л. П. Базановой, долго рассматривал ее «Сибирского крестьянина», «Крючников», «Мечту» и другие работы, под­ мечал, как Базайова вписывает в портреты и жанровые сцены томские пейзажи, детали тяжелого поденного быта, удивлялся зоркости и само­ стоятельности ее взгляда и в то же время, несмотря на свой юный воз­ раст, не мог не заметить дробности, размытости многих композиций, общей умиротворенности письма. Выставке явно не хватало эмоций,'но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2