Сибирские огни № 09 - 1979
ний. И не раз где-нибудь в Лагерном саду или у пристани наблюдали они, как рисует с натуры известный всему городу Павел Михайлович Коша- ров, первый в этих краях профессиональный живописец. Ученик К. Брюл лова и И. Айвазовского, выпускник Академии художеств, в 1851 году приехал он в захолустный сибирский городишко, чтобы стать там учите лем рисования мужской гимназии (а значит, учителем «сибирского Гер цена» Н. М. Ядринцева, писателей И. А. Кущевского и Н. И. Наумова, народовольца В. С. Осипанова, казненного вместе с Александром Улья новым и другими участниками покушения на Александра III). Более пятидесяти лет отдал Кошаров Томску. Сам интересный художник, он явился объединителем народных дарований, устроителем первых в Си бири художественных выставок, автором учебника рисования для начи нающих. Добрый человек и талантливый воспитатель, он посылал работы своих учеников на просмотры в Академию художеств и по-детски радо вался, когда они удостаивались поощрительных медалей. Соседство убогого и прекрасного всегда было характерно для до революционного Томска. Именно здесь в 1850 году построен был первый в Сибири городской театр, поначалу деревянный, похожий больше на ку печеский лабаз, нежели на помещение для публичных представлений. На спектакли заезжих трупп томские толстосумы заявлялись обычно в пролетках, доверху загруженных провизией. Слуги проворно вытаскива ли из коробов роскошные ковры, устилали ими ложи, устанавливали столы с яствами, раздували вместительные самовары, откупоривали привозные вина, и начиналось «чаепитие» вприглядку с драматическим действом. Наибольшей благосклонностью купеческой публики пользова лись водевили, комедии и душещипательные бытовые драмы. Но нет-нет да проникали на сцену шокирующие зажиточную публику произведения Грибоедова, Гоголя, Островского, а позже —Толстого, Чехова, Горького, и тогда разражалась буря. Она подхватывала на свой гребень критиче ски настроенную к существующему правопорядку молодежь, объединя ла в общем порыве гнева и протеста рабочих, ремесленников, политиче ских ссыльных. Медленно пробуждался Томск от забитости и невежества. Сначала здесь открылась первая в Сибири публичная библиотека (1866), затем распахнул двери первый за Уралом книжный магазин (1873), родилась художественная студия, начала выходить первая «Сибирская газета» (1881), возникло Общество попечения о начальном образовании с деви зом «Ни одного неграмотного!» (1882). В 1886 году заявило о себе Томское драматическое общество (в нем начинали свой путь на сцену Малого театра В. О. Массалитинова, впос ледствии народная артистка РСФСР, а ее брат Н. О. Массалитинов — на сцену МХАТа). Многое из того, что при Владимирском только зарождалось, пуска ло глубокие корни, Черемных запомнил как уже традиционно существу ющее. Его томская юность, во многом похожая на юность Михаила Фе доровича, пришлась на более драматическое время —время вооруженной борьбы. Художественная интеллигенция Томска, творческая молодежь при няла в этой борьбе по-своему активное участие. Двенадцатилетним мальчиком пришел Миша Черемных на выставку известной томской художницы Л. П. Базановой, долго рассматривал ее «Сибирского крестьянина», «Крючников», «Мечту» и другие работы, под мечал, как Базайова вписывает в портреты и жанровые сцены томские пейзажи, детали тяжелого поденного быта, удивлялся зоркости и само стоятельности ее взгляда и в то же время, несмотря на свой юный воз раст, не мог не заметить дробности, размытости многих композиций, общей умиротворенности письма. Выставке явно не хватало эмоций,'но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2