Сибирские огни № 09 - 1979

тека, удачно вписавшиеся в Университетскую рощу, придавшие ей сов* ременный вид. С большой охотой откликнулся архитектор на призыв участвовать в конкурсе на эскизный проект первого в Сибири Народного университе­ т а—ныне Дом науки имени П. И. Макушина,—без которого теперь трудно представить район, прилегающий к Белому озеру. В 1905 году А. Д. Крячков был назначен архитектором Западно-Си­ бирского учебного округа, а потому многие училища и гимназии в Том­ ске, Барнауле, Ишиме, Кургане, Петропавловске, Каинске, Новонико- лаевске и других городах дореволюционной Сибири выполнены по его проектам. Узы архитектурного родства, прежде лишь намечавшиеся, ста­ ли более крепкими и всесторонними. Достаточно сказать, что юный в ту пору Новониколаевск до 1911 года не имел не только своего архитектора, но и техника-строителя. Поэтому А. Д. Крячкову пришлось взять на себя нелегкое совместительство: выкроив драгоценное время, наездами, по­ рой один, порой с группой практикантов с инженерного факультета, он и здесь работал с упоением, не считаясь с трудностями. Так постепенно Андрей Дмитриевич стал «общесибирским архитектором». Более двадцати лет жизни и деятельности «общесибирского архи­ тектора» связано с Томском. Андрей Дмитриевич высоко ценил соору­ жения из дерева, считал, что у него, как и у других строительных мате­ риалов, большое будущее, мечтал о деревянных многоэтажных теремах с центральным отоплением. И не только мечтал —в 1911 году возвел он в Томске особняк, простой и неповторимый в своей живописной пластич­ ности. 1 Далеко не всем архитекторам, причастным к возведению Томска, удалось сохранить в своем творчестве естественность и выразительность народного градостроительного искусства. Иные из них оказались склон­ ными к излишней парадности, вычурности. Иные, не обладая художе­ ственным вкусом, строили лишь бы строить. Вот почему в слаженном, архитектурном хоре города нет-нет да и прорезаются фальшивые голо­ са. Однако не они определяют общее звучание многовековой, берущей за душу песни —песни-гармонии... В одной из своих литературоведческих работ знаток великого на­ следия Древней Руси, писатель-академик Д. С. Лихачев точно подметил: «Нельзя любить безликий город. Как бы ни были правильны черты ли­ ца, чтобы полюбить его, в нем должна быть какая-то характерность — неповторимость, необщее выражение». Томск, бесспорно, относится к тем немногим сибирским городам, ко­ торые обладают такой неповторимостью. И не просто обладают, а стре­ мятся сохранить, усилить ее. В 1976 году, по инициативе областного и го­ родского комитетов партии, областного и городского исполнительных комитетов, здесь была создана первая за Уралом специализированная научно-производственная мастерская «Томск-реставрация». Она объ­ единила лучших резчиков по дереву, каменщиков, штукатуров, инжене- ров-конструкторов, архитекторов, все больше молодых, ищущих, влюб­ ленных в отечественную историю и культуру, людей, готовых снова и снова учиться красоте и точности у безымянных и именитых сибирских зодчих. • Каждое утро, предъявив охране пропуск, в котором значилось: «Ми­ хаил Михайлович Черемных, художник»,—он торопливо поднимался на Спасскую башню Кремля. Несколько минут стоял, любуясь панорамой искусств

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2