Сибирские огни № 09 - 1979

А ведь рисовали —и крестьяне, и городские работные люди. Только поначалу больше на дереве, кружевными узорами, позже —литьем, еще позже —фигурной каменной кладкой. Их «выставочные залы» распола­ гались не в картинных галереях, а под открытым небом —для радости любых и прежде всего «безбилетных» посетителей. Сибирь в пору путешествия А. П. Чехова действительно) была глуха и необразованна, нища и забита, но таланты в ней и тогда не иссякали, как студеные таежные родники в материковой глуши. Томск застраивался бессистемно, нередко вопреки одобренным про­ ектам. Губернатор и его помощники чаще прислушивались к шелесту купеческих денег, чем к доводам архитекторов. И всё же постепенно де­ ревянные и каменные дома, а также рубленые особняки с кирпичным подклетом начали складываться в своеобразный, довольно стройный ан­ самбль —ансамбль признанной столицы Сибири. .Похоже было, что гла­ венство Томска с годами еще больше усилится, станет бесспорным, но тут крупные российские промышленники решили наконец поставить коло­ низацию Сибири на железные рельсы (и в прямом, и в переносном смыс­ ле). Рельсы эти открывают путь к прибыльным зауральским рынкам, где заводская и фабричная продукция могла распродаваться втридорога. Но главное, они позволяли бесконтрольно вывозить из Сибири ее несмет­ ные природные богатства... Согласно первоначальным планам, составленным инженером-пу- тейцем Н. П. Межениновым (его имя носит одна из станций близ Том­ ска), Великий Сибирский железнодорожный путь должен был одолеть Обь возле Колывани, затем двинуться через Томск на Красноярск. Иной, более разумный с точки зрения специалиста вариант предложил начальник изыскательской партии на Западно-Сибирском направлении Н. Г. Михайловский: построить железнодорожный мост через Обь у де­ ревни Кривощеково (позже Новониколаевск, ныне Новосибирск). Раз­ лив реки здесь небольшой, берега удобные, каменные... 1893 год оказался для Михайловского урожайным. Во-первых, под псевдонимом Гарин вышла вторая книга его знаменитой тетралогии, ко­ торую М. Горький назвал «целой эпопеей» русской жизни («Детство Те­ мы», «Гимназисты», «Студенты», повесть «Инженеры» опубликована по­ смертно). Во-вторых, после жарких споров и утомительных проверок в основу рабочего проекта Средне-Сибирской железной дороги был поло­ жен его вариант мостового перехода через Обь. По собственному призна­ нию Николая Георгиевича, «я навлек на себя тогда гнев томских газет за то, что провел магистраль не через Томск, ограничившись веткой к нему». Однако Транссибирская магистраль способствовала не только за­ кабалению азиатской провинции, но и ее просвещению, приобщению к русской и мировой культуре. Именно по железнодорожной ветке Гарина- Михайловского в 1902 году прибыл в строительный отдел Томского гу­ бернского управления выпускник Петербургского института граждан­ ских инженеров А. Д. Крячков, горячий поборник стиля «модерн». Менее чем через год Андрей Дмитриевич стал преподавателем технологическо­ го института по архитектурному проектированию и рисованию. Многое унаследовал он не только от своих институтских преподавателей, но и от народных умельцев Сибири, внимательно изучил творчество предшест­ венников и старших товарищей, таких, как Ф. Ф. Гут, с которым приш­ лось ему достраивать корпуса технологического института (физический и главный лекционные корпуса) и учительского института, анатомическо­ го и биологического корпусов университета. Возведение Томска научного на долгие годы захватило А. Д. Кряч- кова. Уже по его самостоятельным проектам и при его живейшем учас­ тии построены университетские клиники и прекрасная Научная библио-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2