Сибирские огни № 09 - 1979
А ведь рисовали —и крестьяне, и городские работные люди. Только поначалу больше на дереве, кружевными узорами, позже —литьем, еще позже —фигурной каменной кладкой. Их «выставочные залы» распола гались не в картинных галереях, а под открытым небом —для радости любых и прежде всего «безбилетных» посетителей. Сибирь в пору путешествия А. П. Чехова действительно) была глуха и необразованна, нища и забита, но таланты в ней и тогда не иссякали, как студеные таежные родники в материковой глуши. Томск застраивался бессистемно, нередко вопреки одобренным про ектам. Губернатор и его помощники чаще прислушивались к шелесту купеческих денег, чем к доводам архитекторов. И всё же постепенно де ревянные и каменные дома, а также рубленые особняки с кирпичным подклетом начали складываться в своеобразный, довольно стройный ан самбль —ансамбль признанной столицы Сибири. .Похоже было, что гла венство Томска с годами еще больше усилится, станет бесспорным, но тут крупные российские промышленники решили наконец поставить коло низацию Сибири на железные рельсы (и в прямом, и в переносном смыс ле). Рельсы эти открывают путь к прибыльным зауральским рынкам, где заводская и фабричная продукция могла распродаваться втридорога. Но главное, они позволяли бесконтрольно вывозить из Сибири ее несмет ные природные богатства... Согласно первоначальным планам, составленным инженером-пу- тейцем Н. П. Межениновым (его имя носит одна из станций близ Том ска), Великий Сибирский железнодорожный путь должен был одолеть Обь возле Колывани, затем двинуться через Томск на Красноярск. Иной, более разумный с точки зрения специалиста вариант предложил начальник изыскательской партии на Западно-Сибирском направлении Н. Г. Михайловский: построить железнодорожный мост через Обь у де ревни Кривощеково (позже Новониколаевск, ныне Новосибирск). Раз лив реки здесь небольшой, берега удобные, каменные... 1893 год оказался для Михайловского урожайным. Во-первых, под псевдонимом Гарин вышла вторая книга его знаменитой тетралогии, ко торую М. Горький назвал «целой эпопеей» русской жизни («Детство Те мы», «Гимназисты», «Студенты», повесть «Инженеры» опубликована по смертно). Во-вторых, после жарких споров и утомительных проверок в основу рабочего проекта Средне-Сибирской железной дороги был поло жен его вариант мостового перехода через Обь. По собственному призна нию Николая Георгиевича, «я навлек на себя тогда гнев томских газет за то, что провел магистраль не через Томск, ограничившись веткой к нему». Однако Транссибирская магистраль способствовала не только за кабалению азиатской провинции, но и ее просвещению, приобщению к русской и мировой культуре. Именно по железнодорожной ветке Гарина- Михайловского в 1902 году прибыл в строительный отдел Томского гу бернского управления выпускник Петербургского института граждан ских инженеров А. Д. Крячков, горячий поборник стиля «модерн». Менее чем через год Андрей Дмитриевич стал преподавателем технологическо го института по архитектурному проектированию и рисованию. Многое унаследовал он не только от своих институтских преподавателей, но и от народных умельцев Сибири, внимательно изучил творчество предшест венников и старших товарищей, таких, как Ф. Ф. Гут, с которым приш лось ему достраивать корпуса технологического института (физический и главный лекционные корпуса) и учительского института, анатомическо го и биологического корпусов университета. Возведение Томска научного на долгие годы захватило А. Д. Кряч- кова. Уже по его самостоятельным проектам и при его живейшем учас тии построены университетские клиники и прекрасная Научная библио-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2