Сибирские огни № 09 - 1979
С тех пор прошло двадцать два года, и все это время —сначала при Иоанне Грозном, затем при его блаженном сыне Федоре —Годунов, как мог, пекся об укреплении Сибирской вотчины, самой богатой, самой сильной и широкой на Руси, старался всячески упрочить ее мощь, расши рить пределы. А уж при своем царствовании — и подавно. Ведь Си бирь—опора, помо'га в черный день опустошительной войны и преда тельской боярской шатости, защита государству, его 1незыблемая крепость. Кто знает, может, близок час, когда придется укрыться за ее неприступными стенами, не просив об убежище Англию, как когда-то Иоанн IV... Совсем не случайно на второй год своего царствования Годунов издал указ: в 1600 году ясака с народов сибирских не взыскивать. Пусть чувствуют: времена Кучума безвозвратно прошли, иная жизнь настала, без страха и притеснений для всех взятых «под крепкую царьскую руку», под его, государя, заступничество. Дружески принял сибирского князька царь Борис, сам потомок кре щеного татарского мурзы Чета, решил наградить достойно за доставлен ную радость: «Великий государь... их пожаловать велели у них в их зем ле в Томи поставити город и велели их от их недругов от дальних земель всем оберегати, что б им ни от кого насильства и обиды некото рые не было, и ясака с них до своего государева указу имати не велели, а велели их беречи и льготить им во всем». Разор и вражда давно уже пришли на землю эуштинцев. Сосед с се вера— князёц Евага.и сосед с юга —князец Басандай надумали урезать промысловые угодья Тояна, перераспределить данников и пастбища. С того и началось. Это еще не беда, с ней можно было бы справиться, если бы не заня лись притеснениями и соседи дальние —кочевые киргизы, джунгары (калмыки), телеуты, теленгуты, умаки. Пожгут, разграбят, а после тре буют алман (дань). Русские тоже на прибранных к себе землях ясак в пользу царя своего установили, но не такой безжалостный, как степня ки. Разные среди русских люди есть —злые и добрые. Добрые —те ер- маковской закваски, богатыри. О них слава по сибирским пределам как об освободителях идет. «Добро пришли —дебро встречены...» Несколько раз собирался в .Москву Тоян, да в последний момент отъезд свой откладывал. И было с чего. Сперва страшился недобитого иод Кашлыком бухарской коварной крови хана Кучума, чингисита. Давно пало Сибирское ханство, а он, старый слепнущий властелин, все бродит по своим бывшим владениям, как медведь-шатун, беснуется, запугивает расправой черных улусных людей, засылает к ним своих есаулов (блюс тителей порядка) и даруг (сборщиков ясака). А вдруг да соберется с си лами Кучум, окажется оборотнем, повернет русских вспять?.. Нет, не повернул, напротив, приблизил свое последнее предсмертное сражение1, затем бежал в степи и там, по распоряжению из Бухары, убит. Нашла сила на силу, подняла всю Сибирь на ноги, обрадовала Тоя на и вместе с тем испугала. В стане русских тоже нет единства —одни поднимаются на других, «большие люди» творят пакости своими неписа ными указами да алчностью. Как бы тут не попасть из капкана в капкан. Медлил эуштинский князь, выжидал, присматривался. Разумны по сулы царя Бориса, да не всегда оборачиваются они разумным делом. Все ближе к Томи продвигались служилые люди. Поставили на бе регу Оби Нарымский поселок (1597 г.). Куда дальше направятся? Узнав о смерти Кучума, заявили о своем желании принять русское подданство чаты. Их примеру последовали барабинцы. Все шире и шире 1 Окончательное поражение Кучуму нанесено 20 августа 1596 года у впадения в Обь Ирмепр, несколько южнее современного Новосибирска.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2