Сибирские огни № 09 - 1979

С тех пор прошло двадцать два года, и все это время —сначала при Иоанне Грозном, затем при его блаженном сыне Федоре —Годунов, как мог, пекся об укреплении Сибирской вотчины, самой богатой, самой сильной и широкой на Руси, старался всячески упрочить ее мощь, расши­ рить пределы. А уж при своем царствовании — и подавно. Ведь Си­ бирь—опора, помо'га в черный день опустошительной войны и преда­ тельской боярской шатости, защита государству, его 1незыблемая крепость. Кто знает, может, близок час, когда придется укрыться за ее неприступными стенами, не просив об убежище Англию, как когда-то Иоанн IV... Совсем не случайно на второй год своего царствования Годунов издал указ: в 1600 году ясака с народов сибирских не взыскивать. Пусть чувствуют: времена Кучума безвозвратно прошли, иная жизнь настала, без страха и притеснений для всех взятых «под крепкую царьскую руку», под его, государя, заступничество. Дружески принял сибирского князька царь Борис, сам потомок кре­ щеного татарского мурзы Чета, решил наградить достойно за доставлен­ ную радость: «Великий государь... их пожаловать велели у них в их зем­ ле в Томи поставити город и велели их от их недругов от дальних земель всем оберегати, что б им ни от кого насильства и обиды некото­ рые не было, и ясака с них до своего государева указу имати не велели, а велели их беречи и льготить им во всем». Разор и вражда давно уже пришли на землю эуштинцев. Сосед с се­ вера— князёц Евага.и сосед с юга —князец Басандай надумали урезать промысловые угодья Тояна, перераспределить данников и пастбища. С того и началось. Это еще не беда, с ней можно было бы справиться, если бы не заня­ лись притеснениями и соседи дальние —кочевые киргизы, джунгары (калмыки), телеуты, теленгуты, умаки. Пожгут, разграбят, а после тре­ буют алман (дань). Русские тоже на прибранных к себе землях ясак в пользу царя своего установили, но не такой безжалостный, как степня­ ки. Разные среди русских люди есть —злые и добрые. Добрые —те ер- маковской закваски, богатыри. О них слава по сибирским пределам как об освободителях идет. «Добро пришли —дебро встречены...» Несколько раз собирался в .Москву Тоян, да в последний момент отъезд свой откладывал. И было с чего. Сперва страшился недобитого иод Кашлыком бухарской коварной крови хана Кучума, чингисита. Давно пало Сибирское ханство, а он, старый слепнущий властелин, все бродит по своим бывшим владениям, как медведь-шатун, беснуется, запугивает расправой черных улусных людей, засылает к ним своих есаулов (блюс­ тителей порядка) и даруг (сборщиков ясака). А вдруг да соберется с си­ лами Кучум, окажется оборотнем, повернет русских вспять?.. Нет, не повернул, напротив, приблизил свое последнее предсмертное сражение1, затем бежал в степи и там, по распоряжению из Бухары, убит. Нашла сила на силу, подняла всю Сибирь на ноги, обрадовала Тоя­ на и вместе с тем испугала. В стане русских тоже нет единства —одни поднимаются на других, «большие люди» творят пакости своими неписа­ ными указами да алчностью. Как бы тут не попасть из капкана в капкан. Медлил эуштинский князь, выжидал, присматривался. Разумны по­ сулы царя Бориса, да не всегда оборачиваются они разумным делом. Все ближе к Томи продвигались служилые люди. Поставили на бе­ регу Оби Нарымский поселок (1597 г.). Куда дальше направятся? Узнав о смерти Кучума, заявили о своем желании принять русское подданство чаты. Их примеру последовали барабинцы. Все шире и шире 1 Окончательное поражение Кучуму нанесено 20 августа 1596 года у впадения в Обь Ирмепр, несколько южнее современного Новосибирска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2