Сибирские огни № 09 - 1979
Купцы—купцами, на их деньги, но не их талантом и фантазией по строены томские терема. С пилой да топором, с рубанком и набором до лот и стамесок приступали пришлые и местные умельцы, чалдоны, к воз ведению деревянных шатров, крепостец, хоромных залов и светелок. Перво-наперво отбирали они подходящие бревна —чтобы длиной и об хватом одинаковы были. Раскладывали: те на стены пойдут, а эти — на переборки, венцы, потолочные перекрытия... И начинали постройку. Там бревна «в лапу» сведут (ровный угол) или «в обло» (с остатком), здесь наложат «в охряпку» (в обхват), при нужде поведут «в погон», «в крюк», «в охлуп», «в иглу»... И начнет расти, разнообразно сшиваться смолистый дворец. Заиграют желтыми переборами стены, прорежут их не по-сибирски высокие, сдвоенные или даже строенные оконные проемы. Высоко выдвинутся над ними карнизы под башенками, куполами, фигур ной кровлей, декоративными фонарями. Поднимутся балконы, вбран- ды, образовав своими выносами замысловатые переходы и галереи. Теперь можно и узоры, где надобно, положить —на окна прежде всего, на арочные обрамления куполов, на гребни карнизов и дворовых террас, на слуховые люки и ажурные подпорки кровельных скатов, на кружевные вставки между оконными порядками первого и второго эта жей, на бахрому подкрыш... Деревянная резьба может быть выпуклой и плоской, усложненной и бесхитростной, одинарной и наложной, рисун чатой и узорной. Важно, чтобы не затемняла она, а напротив, подчерки вала ритм бревен, его светотени, или «кирпичную кладку» тесовой «оша- левки» с горизонтальными выемками-рустами... Долгая, поиртине юве лирная работа. Металлические детали дверных запоров, литые решетки крылец, обивка ставен и наголовники водосточный труб способны допол нить, усилить звучание деревянного рукоделия, разнообразить его. Опять же без величавых ворот, расписанных топором да долотом, усадебный наряд не произведет должного впечатления, не поглянется прежде все го самому древоделу. Под конец самую тонкую работу сотворить остается: в один узор кедровую шишку вплести, в другой —гроздь таежных ягод набросать, в третий поместить ночную птицу —сову или птицу-деву, пятым —обра мить деревянное солнышко. Когда оно в зените, вытягивают на своих на сестах шеи сказочные петушки, пускаются в путь водяные коньки о шес ти ногах, вздымают фантастические морды рыбы-драконы... Как тут не вспомнить свидетельство Игоря Грабаря, искусного жи вописца, знатока родной природы: «Резьба, наряду с зодчеством, была любимой областью народного творчества, и идеалы его выразились здесь с такой же яркостью и полнотой, как и в былинном эпосе, в народной песне. Диву даешься, откуда эта вдохновенная узорная песня запала в душу немудреного резчика. Прямо.ошеломляет богатство узорной фан тазии». Немало теремов сохранилось в Томске. Они не повторяют друг дру га, и в то же время у всех единый почерк —безукоризненное мастерство, полученное в наследство от пионеров сибирского зодчества. Тот же «почерк» отличает архитекторов и строителей, возводивших Томск каменный. В 1782 году, по свидетельству академика И. П. Фалька, в Томске не было ни одного каменного дома; в 1804 году их стало 3, в 1806 —4, в 1817— 12, в 1835—28, а в 1850-^-уже 50. Одним из первых каменных зданий не только в Томске, но и в Сибири стала устремленная ввысь семью небольшими главами двухэтажная Воскресенская церковь (1792). Горделиво и узорно, под стать деревянным хоромам, поднялась, она на одном из центральных городских холмов, вблизи от памятного места, где оснойан Томск. И не о боге напоминает ныне ее четкий строй ный силуэт, а о первостроителях города, о таланте «черных людей», пе ренявших и развивших народное искусство ваяния и домотворчества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2