Сибирские огни № 09 - 1979
Исторический город Любой город имеет свою маленькую или большую историю. Она складывается из множества судеб и событий. И все же историческими принято считать лишь те города, в которых сохранились и заботливо сберегаются, восстанавливаются памятники ратного и революционно го прошлого народа, неповторимые произведения искусства разных эпох и культур, архитектурные ансамбли или районы древней за- стройки... До недавнего .времени только четыре сибирских города носили ти тул исторических: Тобольск, Иркутск, Енисейск и Ялуторовск. Ныне — решением Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры РСФСР —в один ряд с ними поставлены Тюмень, Томск, Крас ноярск, Канск (основан в 1628 году), Нерчинск (1645), Омск (1716), Шадринск (1737) и однолетки —Ачинск, Куйбышев (в прошлом Каинск), Курган (1782)... И мне вспомнилась примечательная дата: в январе 1920 года, в дни торжеств на площади Революции по случаю освобождения города от колчаковцев, в Томске родилось Общество охраны памятников искусст ва и старины. На первом заседании этого общества были названы уни кальные каменные и деревянные строения, которые следовало сберечь для будущего. Шло время. Уточнялись списки. Видные архитекторы и обществен ные деятели, объединившиеся в специальные комиссии, решали 'судьбы каждого здания в отдельности. Сначала 5, затем еще 11 домов отнесли они к памятникам республиканского значения, 32-м выдали охранные паспорта, еще 175—признали ценными в архитектурном отношении. 223 памятника сибирского зодчества —цифра внушительная. Однако и она далеко не окончательный итог работы историков и искусствоведов. Обнаруживаются все новые и новые находки, переоцениваются резуль таты прежних комиссий, создаются специальные охранные зоны, про ектируются объединенные исторические ансамбли... В 1863 году в Варшаве был издан необычный альбом —«Виды Том ска, рисованные с натуры В. Ф. Флоеком». Благодаря ссыльному поляку- повстанцу европейцы впервые познакомились с томскими теремами, по разились их своеобразию и красоте. Через 112 лет после этого издательство «Советский художник» вы пустило альбом, ставший редкостью не Только для сибиряков, но и во обще для россиян —«Деревянная архитектура Томска». Удивительное искусство безымянных мастеров прошлого закономерно перешагнуло пределы Западной Сибири. И открылось вдруг, что искусство это, родив шееся как отголосок вологодского и архангельского деревянного зодчест ва, впитавшее в себя мотивы прибалтийского и частично скандинавского градостроительства, преломившее московские и европейские «штили», немало позаимствовавшее у коренных народов Сибири и Дальнего Вос тока, осталось тем не менее самобытным, совершенным в своей простоте и изобретательности. Срубы из кедра, сосны, лиственницы, надежно просмоленные приро дой и хранимые от тлена суровостью здешнего климата, стоят крепко десятки и сотни лет. Износу им не было бы, если бы не пожары. Это они уничтожили строгую и величественную красоту городских военных укреп лений, превратили в пепел простые и скромные, без украшательств, избы первопоселенцев и служилых людей. Но уцелели более поздние строе ния—особняки купцов, промышленников, любивших выхваляться друг перед другом роскошью, диковинным видом и орнаментом деревянных палат.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2