Сибирские огни № 09 - 1979
были близки чаяния сибиряков. А редактор влиятельного петербургского еженедельника «Врач», именитый ученый и талантливый литератор В. А. Манассеин, человек демократических взглядов, опубликовал труд, интереснейший не только в. познавательном, но и в агитационном пла не,—«Возникновение и развитие идеи учреждения Сибирского универ ситета». В нем он обстоятельно разобрал официальные проекты сибир ского просвещения разных лет, красноречивые отписки на них высших государственных чиновников, дав почувствовать при этом, что образова ние к востоку от Урала долгое время сдерживалось искусственно и что надобность в нем наконец-то начали осознавать не только люди подго товленные, но и массы населения.,. Возвращение «независимцев», и особенно Ядринцева, в Томск внесло разительные перемены в жизнь «огромного постоялого двора». С завидным упорством пронес «сибирский Герцен» свою «активную мечту» сквозь тюремные застенки, сквозь стынь и лишения Архангель ской ссылки, чтобы вновь возвестить о ней со страниц созданной им га зеты «Восточное обозрение». Он обращался к просвещенной России то как фельетонист, критик, публицист, клеймящий колониальную политику правительства, сибирскую ссылку, ратующий за «Сибирские Афины», то как ученый-историк, экономист, этнограф, путешественник, прекрасно знающий родной край (Ядринцев открыл древнюю столицу Монголии Каракорум, за экспедиции в Горный Алтай и Монголию был. удостоен золотой медали Русского географического общества), то как поэт-патри от. Не случайно мастера Колыванской гранильной фабрики на средства, собранные по подписке друзьями Ядринцева, воздвигли в центре Бар наула, где в 1894 году трагически оборвалась его жизнь, выразительный памятник с исчерпывающе кратким посвящением: «Сибиряки —писате- лю-публицисту Сибири». Не случайно В. И. Ленин, беседуя с сыном Яд ринцева, сотрудником газеты «Правда», сказал: «Я высоко ценю деятель ность вашего покойного отца и рад, что вы работаете в нашей газете». Нельзя без волнения читать поэтические строки ратователя за Том ский университет, обращенные к молодежи, к юным сибирякам: Умирающий для мира, Обессиленный в бою, Веру в родину святую Я тебе передаю. Пусть любовь моя к отчизне Перейдет в младую кровь: Сохрани же, возлелей же Эту, юноша, любовь. Трудно переоценить для будущего «умственного центра Сибири» появление в Томске и выпускника Пермской духовной академии Петра Ивановича Макушина. В 1865 году он был избран смотрителем Томского духовного училища. Первое же его деяние на благо общества —открытие городской публичной библиотеки —до глубины души взволновало то мичей, вызвало у одних благодарность, у других насмешки: баловство, мол, это, пустячная, никому не нужная затея, бросить бы ее, пока до греха не дошло... Но Макушин «баловство» не бросил, напротив, новое учинил: выго ворил на кабальных условиях у одного из рядовых томских купчиков 6 тысяч рублей, нанял лошадей, подводы, ямщиков да и отправился из возом в Москву —за книгами. Решил завести на месте свою, сибирскую торговлю художественной и прочей литературой. Находились и до него в Томске и Иркутске такие охотники, но больно обожглись на горячень ком, бросили ненужную блажь как не доходную и губительную. «Небось и этот доброхот после первой же незадачи уймется. Пусть ему едет»,— кивали вслед заскорузлые обыватели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2