Сибирские огни № 09 - 1979
сочинения, явилась мысль составить библиографию сибирских книг, при чем Потанин брался руководить этим делом. Тот же Потанин советовал издать календарь или памятную книжку и рекомендовал мне быть из дателем... Говорили о будущем журнале, газете —словом, вопросы росли. В конце все соединились на убеждении и вере, что нашей окраине пред стоит блестящее будущее... Это первое сближение оставило свой след на душе многих, оно вспоминалось не раз в жизни, может быть, некото рые'были обязаны ему сознательным отношением в своей деятельности на родине». «Сибирское землячество» просуществовало в Петербурге около двух лет —до ареста и заключения его вожаков в Петропавловскую крепость. После освобождения Потанин, Ядринцев, Наумов, каждый своим путем, возвратились в Сибирь, чтобы создать здесь общество сибирских сепа ратистов «Независимость Сибири», которое в 1865 году было также раз громлено. Родилось «дело о злонамеренных действиях некоторых людей, стремившихся к ниспровержению существующего в Сибири порядка уп равления и к отделению ея от империи». Одним из важных пунктов этого обвинения стали, в частности, публикации о необходимости Сибирского университета. Уже одна формулировка «дела» против «независимцев» свидетель ствует о крайней противоречивости идей и устремлений сибирского об ластничества. Вместе с прекрасным стремлением изучить, обновить, пре образовать Сибирь, сделать ее просвещенной, демократичной, могучей они выдвигали требование создания самостоятельного сибирского госу дарства. , И все же именно «независимцы», в первую очередь, и в большей мере Н. М. Ядринцев, вновь широко и громогласно поставили на повестку дня вопрос о необходимости Сибирского университета, причем не где- нибудь, а именно в Томске. Нужно сказать, что поначалу настойчивые упоминания Ядринцевым Томска как наиболее удачного университетского центра даже для сто ронников высшего образования в Сибири представлялись более чем странными и несостоятельными. Действительно, почему именно Томск— этот, по выражению Потанина, «огромный постоялый двор» Сибири, в котором до шестидесятых годов «местной интеллигенции совсем не было»? Погрязший в бесконечных торговых операциях, занятый извозом и перевалкой, подстегнутый непродолжительной золотой лихорадкой и про должительным дорожным разбоем, Томск намного отстал от своих си бирских соперников по части образования и культуры. Не в нем, а в То больске, Иркутске, Нерчинске появились первые духовные семинарии, навигационные школы и гимназии, первые газеты и журналы, ученые общества. Если прежде томские обыватели развлекались воскресными «вой- нишками» (так назывались кулачные бои) где-нибудь под Воскресенской горой или в Заисточье, а затем мирно возвращались к своим повседнев ным делам, то в начале шестидесятых годов от этой беспечности и следа не осталось — иначе как с пистолетом или топором по улице вечером не пройти. Куда «войнишкам» до безобразий, которые стали твориться в городе с тех пор, как молодой томский губернатор Г. Г. Лерхе назначил полицмейстером вывезенного им из Петербурга некоего Шершпинского, беглого каторжника. Губернатор, «ненасытный любитель женского тела», и его подручный создали в городе атмосферу страха и беззакония, кото рая буквально парализовала не только низовой работный люд, но и том ских «грамотеев». На что же рассчитывал в таком случае Н. М. Ядринцев, сам описав ший в «Искре» «подвиги» томских властей? А на то, прежде всего, что с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2