Сибирские огни № 09 - 1979

рить для оповещения жителей о начале нового управления в приходской и сполошный колокола... Пусть на короткий срок, стихийно, но в Томске возникло свое ка­ зацко-крестьянское, первое в Сибири, народовластие. Оно как бы под­ хватило и перенесло за Уральский пояс волну народных выступлений в Устюге Великом, Сольвычегодске, Воронеже, Чердыни, Соликамске, Москве и других городах России, подготовивших крестьянскую войну Степана Разина. По возвращении в Томск выборных жалобщиков «народный воевода» Илья Бунаков опять собрал сход, чтобы «вслух поведать», как «на Моск- йе чернь стала вскопе и бояр побили». Еще больше «всколыбался» том­ ский люд. Помчались в Кузнецк, Нарым, Красноярск, Енисейск, во все города и поселения огромного Томского разряда «чудные грамоты к черни и слу­ жилым людям». В них «записан был» призыв последовать примеру мя­ тежного города— бунтовать воевод, брать власть в свои руки, посылать своих посланников «к Москве за помогой». Грамоты те, писанные в Томской государевой канцелярии и заве­ ренные воеводской печатью, читались на площадях, рождали смуту, но­ вые волнения. Между тем Илья Бунаков, поначалу поддержавший мирской круг, сам «учал быть самовластен». И прежде он не отличался справедли­ востью и добрым нравом, а теперь и вовсе подтянулся до Осипа Щерба­ того, вышел из повиновения казачьему правлению. Начался разброд среди восставших, «сомнение умов» и препирания. Этим воспользовались «государевы люди»: подавив мятежи в Центральной России, в 1650 году они сломили сопротивление томских непослушников. По распоряжению новых воевод бунтовщики (в том числе и Илья Бунаков) были биты кну­ том на площади в остроге и отправлены кто в Москву «для остальных допросов», кто на тюремное поселение в отдаленные северные глубинки России. Но еще не раз впоследствии отзывались те драматические события народными выступлениями в Сибири. В период Крестьянской войны, на­ пример, «открылся» мирской круг в Тобольске. Реформы воеводы П. И. Годунова (потомка царя Бориса), больно ударившие прежде всего ремесленников, монастырских вкладчиков, неводчиков и служилых лю­ дей, вызвали открытое неповиновение поставленниками царя со стороны тоболян. Восставших, по примеру Бунакова, сперва поддержал, а потом предал товарищ воеводы, князь Ф. Ф. Бельский. Тем не менее и первая столица Сибири вслед за Томском «устроила у себя Дон», создала крат­ ковременную казацко-крестьянскую республику. Впереди у русского народа лежал изнурительно-длинный путь борь-. бы с неравенством и социальной несправедливостью. Отважно, без огляд­ ки ступили на него сибирские бунтари, пусть несогласованно, но все же одолели первые «метры», стронули с места недовольство попранных и обездоленных масс, определили «обидчиков». Несомненно, что их также имел в виду В. И. Ленин, когда писал: рабы, крестьяне «восставали, устраивали бунты, открывали гражданские войны, но никогда не могли создать сознательного большинства руководящих борьбой партий, не могли ясно понять, к какой цели идут, и даже в наиболее революци­ онные моменты истории всегда оказывались в руках господствующих классов» *. 1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 39, с. 82.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2