Сибирские огни № 09 - 1979

мые очертания. Ну, конечно, это большой полой на реке Уень! Вот борок, дальше — бор Чуманка, а тут наш весенний стан...» Да, это все «всамделишное». Так может написать только человек, влюбленный в жизнь, в окружающую его природу. Великий русский художник И. Левитан как-то говорил в одном из своих писем: «Надо иметь не только глаз, но и внутрен­ не чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной». Алек­ сандр Павлович Куликов действительно умеет видеть в природе все ее таинства, непревзойденную красоту, глубоко чувст­ вовать ее краски, звуки, запахи. И не толь­ ко умеет все это видеть и чувствовать сам, но и мастерски передать в своих книгах читателям. И это закономерно, ибо всю жизнь связан многими нитями с природой. А. П. Куликов родился 10 (23) августа -1899 года в городе Богородске, бывшей Московской губернии, однако детство свое провел в зауральской деревне Килино. Босоногим мальчишкой убегал он за око­ лицу, в лес и буквально «жил» в это вре­ мя всем, что его окружало, до всего ему было дело, все его интересовало: и поче­ му кукушка своих гнезд не делает, а яйца в чужие гнезда откладывает, и почему грузди, как по команде, после слепого дождя из земли лезут, и почему муравьи день-деньской работают, и почему дятел всюду свой нос сует. Став взрослым, А. П. Куликов, после окончания в 1926 г. Сибирской сельскохо­ зяйственной академии в г. Омске, сначала работая секретарем сельскохозяйственного журнала, а затем более двадцати лет со­ провождая киноэкспедиции, исходил, изъ­ ездил всю Сибирь, побывал и в Горном Алтае, и в Северном Нарыме, в Кулундин- ской и Барабинской степях. Да и после, уже став профессиональным писателем, он половину своей жизни проводит в большом селе Бурмистрово, раскинувшемся на бере­ гу Обского моря. Все эти путешествия, жизнь в селе, естественно, оставили свой след,— как говорил сам писатель, «главную радость — встречу с природой, проникно­ вение в ее мудрость, красоту». В итоге рож­ дались темы рассказов, очерков, сценариев, единого цикла «Человек и природа», кото­ рые со временем обретали литературную жизнь сначала на страницах журнала «Си­ бирские огни», в сборниках, газетах, а за­ тем в отдельных изданиях, на экранах ки­ нотеатров. Читателям он стал известен по книгам «Желтый донник», «Уень-река», «Перво- ледье», «Заречная ширь», «Золотая пой­ ма», «Лето в Степанихе», «У трех утесов», «Граница», «Инсуху-Мэралья вода», «Жар­ ки», а кинозрителям — по более чем 20 полнометражным и короткометражным фильмам, снятым по его сценариям: «В бо­ ях рожденный», «Зеленая крепость», «Два гиганта», «Горная Шория», «По Советско­ му Нарыму», «Золотое озеро», «В степи Барабинской» и другим. Герои произведений А. П. Куликова, как правило, люди смелые, бывалые, сильные духом и телом, влюбленные в свое дело, выросшие на природе. Это путешественни­ ки и геологи («Инсуху-Маралья вода»), то­ пографы («Глухие озера»), разведчики («В плавнях»), пограничники («У трех уте­ сов»), рыбаки и охотники («Заречная ширь» и «Золотая пойма»). Его герои, как и сам автор, до глубины души влюблены в жизнь, в природу. Без общения с приро­ дой они бы, наверное, и к жизни потеряли большой интерес. Вот как об этом расска­ зывает старый учитель, неутомимый путе­ шественник Сергей Павлович Туренко из повести «Инсуху-Маралья вода»: «Эх, Марья... ты вот только представь себе. Ночь. Костер горит. Дрова в нем чуть по­ трескивают. Похлебка из рябчиков варит­ ся, запах аппетитный. А на луговинке коро­ стель кричит: — Дыр-дры... ддрры-ыы-ы... дырр-р... Звезды над тобой. Да не такие, не го­ родские, а какие-то начищенные, яркие. А по долинке дымок легкий стелется или туман. Хорошо. А ты говоришь — сердце, года...» Да разве, прочитав такое, не появится желание встать еще по темноте с теплой постели и уйти со старым учителем в ко­ выльную степь или в могучий сосновый бор, или в березовые околки, на парящую туманом реку, чтобы все это самому пере­ жить, увидеть не городские звезды, а осо­ бые, «начищенные», полюбоваться, как по долинке дымок стел’ется, послушать птичью музыку! Однако писатель не идеализирует при­ роду: она бывает и мрачной, и суровой, из-за нее люди переносят немало трудно­ стей, но пережив трудности, человек ста­ новится более закаленным, более вынос­ ливым. Так, герой рассказа «Уень-река» ранней весной отправился на гусиную охо­ ту почти за пятьсот километров. Попал в ненастье, пять дней жил в полевой избуш­ ке без печки, тонул в озере и вернулся домой... с одним кряковым селезнем. Но не сожалел о незадачливой охоте, наобо­ рот, всегда вспоминал хорошим словом пять холодных весенних дней, проведен­ ных в полевой избушке у озера Чарым в Барабинской степи. Его друг почти сутки просидел однажды в болоте под дождем , без пищи, без воды, годной для питья, тащил лодку по кочкарнику, продираясь через кусты. И тоже вернулся домой до­ вольным. Или вот топограф Семен Елисеевич. На глухих озерах подстрелил гуся, и стал тот его водить по камышам и плесам, да в та­ кую глушь завел, что и выбраться невоз­ можно. Переночевал в камышах, в лодке. А наутро белым-бело. Метель. Сивер ду­ ет, и дальше пути нет. Начал метаться то в одну, то в другую сторону — и всюду за­ росли. Нет выхода! В ловушке. Да и трост­ ник-то какой — веслом до макушки не до­ станешь. Кольцом сжимает, задушить хо­ чет. Три дня проламывал Семен Елисеевич путь в тростниках и, уже обессиленный, выбрался к рыбакам. Но нет, не дал себе зарока Семен Елисеевич покончить с охо­ той. Наоборот, отдохнув, обдумал все ви­ денное за это время и решил, что столько

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2