Сибирские огни № 09 - 1979
сударю спешно узаконить это смещение, раньше срока отозвав из Томска неугодного воеводу. Правда, перемен это в жиДнь томской бедноты не внесло. Напротив, введены были новые поборы, и прежде всего городовая и подводная по винности, через которые многие посадские люди, «дворишка свой испро- дав и жен и детей заложа», пошли «по миру з блюдом». Пашенные крестьяне принуждены были обрабатывать десятины, увеличенные том скими вотчинниками по своему хитромыслию с 60X30 до 90X40 сажен каждая. Во изменение прежних «щедрот» поставлены за плуг малолет ние сыновья землеробов, казенный сельскохозяйственный инвентарь почти полностью забран на поля детей боярских и воевод. Туда же потя нулись поборные и «гулящие» люди —на бесплатное «зделье»: ломать камень, жечь золу, возить лес, дубить кожу, ставить дворы и мельницы, варить пиво, косить сено, нянчить хлеб... Казакам и стрельцам вышел запрет родниться с крестьянскими же нами и дочерьми, ясачные люди, запуганные «кнутьем и огнем», зачас тую насильно крещенные и отдающие из-за крайней нужды детей своих в заклад или на вечное пользование зажиточным казакам и посадским людям (так называемый ясырь), стали платить ясак даже за умерших, старых и увечных... Не случайно уже через десять лет, в пору неурожаев и опустошитель ных пожаров, вспыхнул еще более мощный бунт, во главе которого под нялись тот же Иван Володимерец, а с ним десятники Василий Михайлов, Тимофей Мещеряков, Федор Пущин, Лаврентий Хомяков, рядовые ка заки Остафий Ляпа, Федор Засухин, Тихон Хромой, Степан Бурундук, Иван Чернояр, крестьянин Максим Зоркальцев и другие. И снова мирской круг постановил: направить в Москву челобитчиков, выправить им про езжие грамоты. Пусть донесут до столицы беды служилых, промышлен ных, пашенных и ясачных людей, пусть расскажут, как смертельно пра вят большой Томский воевода Осип Щербатый и его окружение: «Да он же многих гулящих людей ставил на государеву службу в конные и пе шие казаки, которые бегают с Руси от дани и оброку. А те гулящие люди служат без государева денежного и хлебного жалования года по два и по три». «У которого-де казака увидит он коня доброго, и-де у него того коня отоймет, или-де у него увидит жену добру —и он-де к себе емлет; на все мольбы и устыжения подданных глумливо восклицает: «Я сам — не Москва ли?» —не стало больше мочи терпеть супостата за его разор, неугоден он народу». Пока челобитчики (Володимерец и Пущин) меряли долгие версты до «обиженной» Щербатым Москвы, восставшие горожане порешили му чителю своему «от съезжей избы и от государевых дел» отказать, взять под караул из 20 казаков, воеводой назначить его помощника Илью Бунакова (за то. что поддержал их в решительную минуту, сделал дол гожданные послабления, снял с плеч барщину ремонтных работ в кре пости, повелел тюремным дворским сынам отворить ворота темниц, раз решил всем сословиям бесплатно пользоваться мельницей, взял деньги для городских нужд у духовенства, остановил отправку томичей на службу в енисейские земли...); выбрать на подмогу ему казачье правле ние; подьяческие ящики (канцелярию) передать на Нижний острог Де- вяту Халдееву —пусть покудова ведает ими; сторонников Щербатого в количестве 23 человек (в том числе Дмитрия Копылова и Василия Стар кова) отправить за решетку, имущество их со дворов забрать, разде лить, как выйдет; целовать меж себя крест на верность кругу, принять заповедь — каждому перебежчику быть биту батогами и ослопьем; уста новить неусыпное наблюдение за пороховыми погребами и житницами; пресечь воровскую торговлишку хлебом, равно как и завышение цен на муку и овощи; выставить на крепостные башни крепкие дозоры и уда- 2 Сибирские огни № 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2