Сибирские огни № 09 - 1979
мои дети тоже будущие члены общества, я за них в ответе». Вот об этом-то, главном своем долге жен. щины — женщины-матери, современная деятельница, занятая, собой и своими соб ственными противоречиями, часто забыва ет. Для той же Нины Александровны сын Борька — далеко не главный объект ее жиз ненных устремлений. Мы с грустью заме чаем, что Сергей Вадимович относится к па сынку с гораздо большим участием, чем родная мать, для которой мнение о ней сына значит куда меньше, чем престиж в «светских» кругах поселка Таежный. На это направлены главные силы Нины Александ ровны. Если она разговаривает с кем-либо, даже с друзьями и бывшими однокашни ками, то не просто беседует, а ведет игру, постоянно оценивая и контролируя себя со стороны. Самое печальное, что игра эта ни для ко го не является тайной, но она как бы уза конена в сознании тех, кто окружает Нину Александровну. Мало того, общество по селка Таежный считает эту игру признаком особого светского шика, утонченной интел лектуальности. Коллеги, приятели, да и не други действительно видят в Савицкой эта лон современной женщины, созданный не без их помощи, но которому по мере воз можности они готовы подражать. И круги недостойного подражания уже расходятся от Нины Александровны. В один прекрасный момент Савицкая с ужасом обнаруживает, что, убегая от мещанства, она снова возвращается к нему. Не к при митивному «вещизму» — нет! К более изощ ренному, духовному мещанству. Лиля Булгакова, выхоленная даровым благополу чием юная мещаночка, делает учительницу своим духовным наставником. Ибо Нина Александровна «в течение четырех лет ежедневно появлялась перед девушкой... сдержанной, затаенной, настороженной, го товой когтями и зубами отстаивать себя от макушки до пяток. Что могла сказать Лиля нового, если четыре года смотрела на пре подавателя математики влюбленными гла зами, если видела насмешливую улыбку Нины Александровны на диспуте о любви и дружбе; о чем могла говорить Лиля Бул гакова, если её письмо к подруге отда ленно, но все-таки напоминало студенче ский дневник Нины Александровны». А, может быть, все дело в сложности со временного бытия, вызванной возросшим темпом жизни, тотальным проникновением научно-технической революции во все сфе ры человеческого существования? Заман чиво, в какой-то мере убедительно. Тогда отчего это вдруг начинает крепнуть в Нине Александровне стремление к «простому, как мычание», счастью, которое пропове дует старая учительница Серафима Иоси фовна? Стало быть, права Садовская, утверждая, что «в современном мире чело век ищет простоты»? С точки зрения «простого, как мычание», 'счастья, героиня рассказа Ю. Нагибина «Чужая» — идеальная жена. Она сама доб родетель: щедра, ласкова, хлебосольна. «...Липочку... было трудно не полюбить. Добрая-предобрая великанша, чрезмерная во всем... всегда веселая и неутомимая, она больше всего любила быть нужной, полез ной людям. При Липочке окружающие мгновенно освобождались для «звуков слад ких и молитв», а все «житейские волнения» она брала на себя». Это желание быть «полезной людям» вы годно отличает Липочку от той же Майи. Сплошное бескорыстие, никаких вселен ских масштабов. А счастья все равно нет. Путятин, ее муж, после многих лет совмест ной жизни неожиданно бросает Липочку. И, как недвусмысленно заявляет автор, убегает он именно от этой «элементарной, амебной одноклеточной простоты». Несмотря на разительное, на первый взгляд, несходство Майи, Липочки и Нины Александровны, все трое обладают качест вом, которое крепко роднит их,— способ ностью подавлять личность другого чело века, способностью, делающей их несчаст ливыми. Нина Александровна и Майя подавляют прагматизмом и эгоцентризмом, Липочка — океаном забот, который она об рушивает на каждого, кто попадает в сфе ру ее влияния. Естественно, что Путятин чуть не заживо был погребен Липочкиными заботами и добродетелью. Но ему, как человеку по натуре очень отзывчивому и деятельному, в неменьшей степени требова лась самоотдача. И то, что друзьям Путя тина Кунгурцевым показалось ошарашиваю- ще-неожиданным (разрыв с Липочкой), рано или поздно должно было случиться. И привлекает Путятина недаром именно Вера Дмитриевна, немного странная, резко ватая, угловатая, замкнутая от душевной неустроенности женщина. Рядом с ней впервые за много лет Путятин почувство вал себя не ребенком, лишенным забот и ответственности, как при Липочке, а муж чиной, рыцарем. «Любить можно лишь ни за что,— гово рит автор,— а если за что-то, то это уже другое чувство, тоже по-своему ценное и достойное». Вероятно, вот это «за что-то», прекрасно материализовавшееся в Липоч- киной заботливости и домовитости, и удер живало супругов Путятиных много лет под одной крышей. А Веру Дмитриевну Путя тин полюбил «ни за что». Она плохая хо зяй ка— сготовить и то толком не умеет, нет в ней и неразборчивой Липочкиной доброты. Зато и от Путятина она требует одного-единственного, чего Липочке и в голову никогда не приходило,— «быть са мим собой». Оставаться самой собой или решительно ломать себя ради восстановления семей ного благополучия — такая* альтернатива стоит и перед Ниной Александровной. Но трагедия в том, что ей уже не решить од нозначно этот вопрос. Ее эмансипирован- ность входит в противоречие со стремлени ем к простому «бабьему» счастью (конф ликт, чем-то напоминающий противоречия между НТР и природой). «Ведь надо было как-то жить дальше, не топча саму себя, продолжая по-прежнему уважать ту жен щину, которая совсем недавно значительно и гордо именовалась Ниной Александров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2