Сибирские огни № 09 - 1979
значит вдобавок к ней приобрести совмес тимость...» Но ведь Павел Крохалев готов был встре тить свою любовь, готов был на все ради нее. Да, но, говоря языком военных, воору женная оснащенность его при этом остав ляла желать лучшего. Его готовность осно вывалась на устаревшем представлении о семейном счастье и не соответствовала только что народившимся отношениям. Представление это было так же анахронич но, как и дедовский обычай родной дерев ни Павла: уходя из деревни, парень срубал елочку, украшал ее и укреплял на коньке невестиного дома в знак верности, в знак того, что он еще вернется. Совсем юным парнишкой, уходя учиться в институт, и Па вел наряжал елочку. Но его мальчишеская любовь очень скоро вышла замуж, да и Павел стал отрезанным от деревни ломтем. Впрочем, таким ли уж отрезанным? Стремление к уютному семейному гнез ду заложено в Павле чуть не с детства. Са мо по себе в этом нет ничего плохого. Но времена меняются, и просто создавать се мейный уют, просто продолжать род — не все еще счастье. Семейные отношения, все более освобождаясь от необходимости до бывания хлеба насущного (что, кстати, ког да-то прочно цементировало патриархаль ную семью), становятся гибче, подвижнее, трудноуправляемее. То, ч'то когда-то каза лось непреложным и естественным — муж занимается своими мужскими делами и не терпит вмешательства в них женщины,— нынче уже неприемлемо, поскольку ис чезло деление труда на мужской и жен ский. Не сразу поймет Крохалев, что, отстраняя Майю от своих дел и научных интересов, он собственными руками возводит стену непо нимания и отчуждения. Майина любовь при дает Павлу силы в его нелегком научном поиске, он «готов опрокинуть горы, сорвать луну с неба, открыть живую воду». Но Па вел во вред себе оставляет в тени всю сложность и кропотливость своего труда, всю его черновую изнанку, предпочитая живописать будущий эффект, чем невольно толкает падкую на все значительное Майю на ожидание немедленного впечатляющего результата. Гоша Чугунов с такой легкостью перема нивает Майю в свой стан как раз потому, что предлагает роль участника, а не зри теля в своем религиозном спектакле. И Го ша прав, когда говорит, что «миллионы лю д е й— миллионы вер!» Надо уметь постичь веру другого человека, проникнуться ею, принять или обратить в свою. Павел не су мел разобраться, во что верует Майя, и по платился за это. Критик А. Панков в статье «Современник на рандеву» («Новый мир», 1978, N2 6) пи шет: «Это бросается в глаза: в семейном ли кругу, на свидании ли герои томятся по со участию души». Принимая термин «соуча стие», мы можем сказать, что в данном слу чае Майя не встретила должного «соуча стия» у Павла. Было бы, впрочем, заблуждением «соуча стие» отождествлять с обыкновенным вни манием, заботой по отношению к жене (возлюбленной). Все без исключения герои рассматриваемых нами произведений так или иначе проявляют достаточную чут кость и внимательность к своим подругам. Но «соучастие» — не внешние приличия и добропорядочность, а взаимопроникающее одухотворенное понимание друг друга, умение жить жизнью другого. Об этом надо хорошо помнить, задаваясь вопросом, поче му распалась та или иная приятная во всех отношениях пара. Способность к «соучастию» заложена и в Павле, и в Майе, и в Нине Александровне. Все дело в том, смогут ли взойти и окреп нуть эти ростки, благодатна ли будет для них почва. Ребенок рождается с незамут ненным сознанием и чистой душой. Душа ребенка открыта и не защищена, она мо жет принять все: доброе и злое, высокое и низкое. Поэтому способность к «соучас тию» зависит прежде всего от воспитания на разных ступенях жизненной лестницы, вос питания не только семейного, но и общест венного. И тут, по мнению некоторых писа телей, налицо существенные издержки. «— ...Я вот одного понять не могу: откуда ты такая вылупилась? Ну, Серафима Иоси-( фовна после гражданской войны бабой сде латься не может, я — с Отечественной боль ше мужик, че)л баба, а вот ты откуда?» — недоумевает приятельница Нины Александ ровны Валентина Соснина. Появление Савицких, как мы уже убеди лись, объяснить можно. Труднее понять умиление Савицкими, стремление возвести их на пьедестал, использовать в качестве эталона советской женщины: вот, мол, жен щина-летчик, женщина-капитан... А этот ле гендарный капитан дальнего плавания, избороздив все моря планеты, обучив искус ству судовождения десятки учеников, от кровенно признается, что ей всегда не хва тало нормальной налаженной семенной жизни, а горячим девчонкам, грезящим океанами и славой, она советует найти дру гое занятие, потому что море все-таки для мужчин. Мы не против женщин-космонавтов, жен- щин-академиков, вообще женщин-деятель- ниц. Но мы за деятельницу, которая в лю бом случае остается женщиной. Чтобы не упрекнули нас в мужском субъективизме, приведем эпизод из повести Е. Коронато- вой «Берега, которые уходят». •Двадцать лет верой и правдой служит своей фабрике начальник вязального цеха Мария Гордеевна. Здесь вся ее жизнь. Без родного предприятия она себя не мыслит. И все же, отвечая на вопрос о том, какой ей представляется в будущем родная фабри ка, Мария Гордеевна говорит слова, будто бы противоречащие и ее статусу начальника «женского» цеха, и сути всей ее жизнедея тельности: «Я уповаю на технический прог ресс. Надеюсь, что работниц заменит авто матика, а управлять ею будут мижчины». Непривычным кажется и мотив отказа Ма рии Гордеевны стать парторгом фабрики: «Я знаю, что значит быть секретарем... Сло вом, я не могу все силы отдавать фабрике. Понимаю, я должна служить обществу, но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2