Сибирские огни № 09 - 1979
Такое же ощущение возникает и у Нины Александровны при виде всегда покорного Сергея Вадимовича. И странное ее желание получить от мужа Пощёчин не кажется та ким уж странным. Разумеется, умильное желание мордобития от руки любимого — своего рода метафора. Женщина (в данном случае — Нина Александровна Савицкая) начинает тяготиться новой, не свойственной ей ролью, которая становится для нее не посильной. Став на одну доску с мужчиной «во всех сферах жизни», .женщина словно теряет право на облегчающее чувство соб ственной слабости. С другой стороны, и мужчина перестает относиться к женщине как к более слабому, нуждающемуся в его помощи и защите, существу. Более того, перед мужчиной нынче вста ет странная на первый взгляд задача — не унизиться перед любимой, смочь быть в ее глазах большим и сильным. Мы подчеркиваем — «странная», потому что еще несколько десятилетий назад та кой задачи не существовало вовсе. Иначе не могло и быть: любимый просто не имел права выглядеть по-другому. Сейчас кажет ся диким, что из-за женщин дрались на дуэ лях, защищали право на любимую в боях любого ранга: от уличной потасовки до кро вопролитной войны во славу Прекрасной Елены... В наше же время путь любовных отношений от исходной точки до завершаю щей стадии предельно прост. «— ...Никаких препятствий, никто не вста вал между нами на пути,— говорит Павел Крохалев,— ни зависть, ни злоба не были нам помехой! Сказочный Черномор не уно сил тебя за тридевять земель, ни денежно корыстные расчеты, ни суетные сословные предрассудки, не было ничего такого, от чего страдали влюбленные в романах прош лого века... Свободно и просто нашли друг друга, соединились...» Эта-то легкость и беспрепятственность приводит к тому, что теряется прочность, цельность любви. Не встречая препятствий, любовь или мелеет, как река, у которой бездумно вырублены лесистые берега, или покрывается болотной ряской мещанства. Абсолютно безболезненное соединение двух любящих существ лишает любовь ро мантического ореола и в какой-то степени дискредитирует самую суть этого чувства. Чем труднее борьба за любовь, тем вы ше ее цена и значительней ответствен ность. Чем, как не легкостью, с какой они получа ют своих подруг, объясняется дальнейшее к ним предательство героев Крутилина, Ве рещагина и Сукачева? Чаще всего беспре пятственность и рождает безответствен ность. С одной стороны, корни такой беспре пятственности все в той же «маскулиниза ции и феминизации», а с другой — в самом процессе формирования личности. «— ...Мне почему-то кажется, что мое по коление самую малость ущербно. ...Мы ро дились в конце войны. Слопав положенное количество мерзлой картошки и жмыха, пе реболев рахитом и корью, мы с необычай ной жадностью набросились на сладости. И нам их давали. Давали потому, что мы-де настрадались с детства и вроде бы этим заслужили любое количество сладостей. И мы переели. Нас начало тошнить». Так объясняет теневые стороны своего харак тера Сергей Карелин из повести В. Сукаче ва. Что ж, резон в том, что незаслуженное благополучие приводит к инфантильности, сказывающейся и на отношении к любви, есть. Однако, как показывает жизненная практика, безнравственность в интимных от-г ношениях может и не являться следствием гипертрофированного чадолюбия. Нина Александровна, к примеру, воспитана была почти в «спартанском» духе. «...Ее мать, переменившая трех мужей, последовательно осуществляла, как она вы ражалась, идею свободного воспитания единственной дочери. Так что с восьми-де вяти лет Нине разрешалось ходить одной по небольшому городу Сельцо, куда они к этому времени переехали, купаться в тех местах Оби, где ей вздумается, дружить с любыми девчонками и мальчишками, с кон ца мая ходить босиком, есть все, что попа дется, пить некипяченую воду и по-мальчи шечьи коротко стричь вокосы». Максимум навыков, стойкости, энергии. Ничего лишнего, ничего такого, что бы ме шало воспитанию «сильной» женщины. В ре зультате чисто женские качества, которые мы любим называть материнскими, в Ни не Александровне проявлены слабо. Эти качества в Майе проступают отчетли вее, но, как и у Савицкой, они, в конечном счете, прагматичны. Отсюда их зыбкость. Майя родилась и выросла без всяких педа гогических экспериментов со стороны ро дителей. Не было и культа вещей. Зато ви тал культ дочери. Майя признается: «Па вел... Плохо, когда с детства веришь, что чем-то лучше других, необыкновеннее. А я, кажется, родилась с этой мыслью», Павлу Крохалеву никто не навязывал ис кусственного спартанства и не лелеял в нем чувства особенной своей значимости. Вы рос Павел в обычной крестьянской семье. Нелегким было детство. Непросто склады валась жизнь Павла. Постоянный труд, ни какого материального благополучия. Все, как говорится, собственным горбом. И от ношение к таким понятиям, как любовь и семья, серьезно и основательно. Из Кроха- левых выходят надежные отцы семейств. Но отчего тогда не вышло у него счастье с Майей? Он же мечтал о ней, единствен- тной, ждал? Она пришла, они полюбили друг друга, и вот... «Будущее вдруг ринулось навстречу и за стало меня врасплох». В этой фразе ключ ко многим семейным драмам. Подтверждение данной мысли мы найдем и у Ю. Рюрикова. «Нас никто не готовит к искусству семейной жизни, никто не учит, как сохранить любовь»,— утверж дает он. И еще одно интересное замечание: «Пожалуй, человеку-личности гораздо труд нее сохранить любовь, чем полюбить. ...И сохранить любовь — значит, видимо, не просто сберечь ее, сделать нотой в аккор де, звеном в многозвенной совместимости. Для человека-личности уберечь любовь —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2