Сибирские огни № 09 - 1979
роны, прочность брака зависит вовсе не от того, каким образом супруги смогли уз нать друг друга. Беда в другом. Строя свои отношения с полной ответственностью и серьезностью, Нина Александровна и Сергей Вадимович переживают ту же трудность, что и со шедшиеся по пылкой любви Майя и Павел, решают тот же больной вопрос, что и ге рои Верещагина, Сукачева, Крутили'на: как в единое гармоническое целое уложить эмоциональное и рациональное,— порыв, страсть и трезвый расчет? Собственно говоря, это сейчас один из больных вопросов, чему свидетельство по стоянное увеличение числа разводов и се мейных драм. Ученые считают, что ослабление семьи как социальной ячейки общества происхо дит оттого, что начинается «переход от од ной модели семьи и брачно-семейных от ношений вообще к другой. Патриархальная семья с ярко выраженным главенством мужа заменяется «биархатной» с равен ством мужа и жены. Причем, равенством не формальным, а во всех сферах быто вой, производственной и духовной жиз ни» (В. Переведенцев). Еще не очень давно, в прозе 60-х годов, наблюдалась такая картина: «В большинстве ситуаций, возникающих на страницах журналов, персонажи-муж чины наделены профессиональной ролью, с которой они в значительной степени справляются. Женщины-героини как бы лишены этой роли... им предоставлены ро ли возлюбленных, матерей, хозяек» *, Уже тогда данный стереотип мало соот ветствовал истинному положению дел. От радно заметить, что в семидесятые годы литература начинает решительно пересмат ривать свои позиции. Героини взятых нами произведений прежде всего отличаются тем, что никак не мыслят себя замкнутыми только семей ным кругом. Нина Александровна — очень известная в своем поселке личность. Она отличный преподаватель математики, депутат райсо вета, общественница. По молодости лет и менее активной де ловитости внешние связи Майи скромнее, но и ее жизнь отнюдь не ограничивается кухней. Кстати, от кухонных забот и Липа тов, и Тендряков постарались освободить своих героинь. Оба автора задались целью исследовать духовную надстройку семей ных отношений в «чистом» виде. Возмож но, сделано это несколько преждевремен но, поскольку бытовая, «кухонная» сторо на брака не отмерла и долго еще будет играть весьма активную роль. Но придет время, когда роль эта сведется к нулю и при постоянном прочном материальном фундаменте исключительно важно будет знать, что будет определять тогда супру жескую жизнь. Общие интересы, развле чения, сходство вкусов, умение не надое дать друг другу в длительном совместном ' В . К а н т о р о в и ч . Слово, проверенное цифрой. «Вопросы литературы», 1978. ДО. существовании?.. Да, все это, несомненно, важно, но главное ли это? Известный советский специалист в об ласти семьи и брака Ю. Рюриков в статье «Любовь: ступени культуры» пишет: «Рождается совершенно новый психоло гический фундамент брака: теперь это не просто влечение чувств, как раньше, а мно гогранная индивидуальная совместимость жены й мужа: совместимость чувств, ха рактеров, темпераментов, совместимость идеалов, взглядов, совместимость привы чек поведения». И, видимо, не напрасны опасения Нины Александровны, когда она говорит: «Боль ше всего боюсь опуститься до мещанства, когда будет удовлетворять работа «абы день прошел», семья с едой и тряпками и содержательные сплетни о знакомых». Стандартный семейный уют, который с таким восторгом принял ее муж, не устраи вает и Майю. «И я стоял, пораженный этим разлитым по знакомым вещам покоем, стоял и на слаждался. Вот через это пройдет моя жизнь. Она будет, конечно, обременена заботами, суетой, часто дерганная и нерв ная. И ты станешь временами уставать от нее, но каждый вечер приходить сюда, в эту нехитрую гармонию бра, тахты, стола с креслом и коврика на полу и обретать силы. И здесь всегда тебя будет ждать она, созидательница гармонии, творец по коя. Что еще надо? Можно ли желать большего? Вот оно, оказывается, как вы глядит человеческое счастье!» Слишком поспешно Павел Крохалев при нял гармонию вещей за гармонию семей ного счастья. Сказалась, конечно, не толь ко постоянная неустроенность Павла, но и традиционное представление о семейном благе, как домашнем уюте, а о жене, как хранительнице семейного очага. Однако такая идиллия вовсе не устраи вает Майю. Гармония вещей ее не обма нывает. От семейного счастья она ожида ет чего-то большего. Майе нужен простор высоких чаяний, истоки которых начинались бы здесь, в семье. Да и любовь для Майи — в какой-то мере тоже движение к возвы шенной цели. И Нина Александровна считает, что не обходимо «добиться именно этого сча стья— счастья творчества, достигнутой це ли». Дело только в том, что само это стремление так и повисает в воздухе, ибо не подкрепляется конкретным содержани ем цели. Слишком уж смутно то, о чем мечтают Майя и Нина Александровна. «А я,— сознается Майя (и с ней может целиком согласиться Савицкая),— двад цать один год мельтешу на свете и все еще не знаю, на что пригодна. Одни какие-то желания, в которых и сама не разберусь». В этом отношении намного определен нее Павел Крохалев, который совершенно уверен, что он «родился двадцать девять лет тому назад в деревне Полянка для того только, чтобы проявить себя ради других, а, значит, кого-то любить». Павел действительно ищет и находит свою любовь. Да и работа, которой он за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2