Сибирские огни № 09 - 1979

роны, прочность брака зависит вовсе не от­ того, каким образом супруги смогли уз­ нать друг друга. Беда в другом. Строя свои отношения с полной ответственностью и серьезностью, Нина Александровна и Сергей Вадимович переживают ту же трудность, что и со­ шедшиеся по пылкой любви Майя и Павел, решают тот же больной вопрос, что и ге­ рои Верещагина, Сукачева, Крутили'на: как в единое гармоническое целое уложить эмоциональное и рациональное,— порыв, страсть и трезвый расчет? Собственно говоря, это сейчас один из больных вопросов, чему свидетельство по­ стоянное увеличение числа разводов и се­ мейных драм. Ученые считают, что ослабление семьи как социальной ячейки общества происхо­ дит оттого, что начинается «переход от од­ ной модели семьи и брачно-семейных от­ ношений вообще к другой. Патриархальная семья с ярко выраженным главенством мужа заменяется «биархатной» с равен­ ством мужа и жены. Причем, равенством не формальным, а во всех сферах быто­ вой, производственной и духовной жиз­ ни» (В. Переведенцев). Еще не очень давно, в прозе 60-х годов, наблюдалась такая картина: «В большинстве ситуаций, возникающих на страницах журналов, персонажи-муж­ чины наделены профессиональной ролью, с которой они в значительной степени справляются. Женщины-героини как бы лишены этой роли... им предоставлены ро­ ли возлюбленных, матерей, хозяек» *, Уже тогда данный стереотип мало соот­ ветствовал истинному положению дел. От­ радно заметить, что в семидесятые годы литература начинает решительно пересмат­ ривать свои позиции. Героини взятых нами произведений прежде всего отличаются тем, что никак не мыслят себя замкнутыми только семей­ ным кругом. Нина Александровна — очень известная в своем поселке личность. Она отличный преподаватель математики, депутат райсо­ вета, общественница. По молодости лет и менее активной де­ ловитости внешние связи Майи скромнее, но и ее жизнь отнюдь не ограничивается кухней. Кстати, от кухонных забот и Липа­ тов, и Тендряков постарались освободить своих героинь. Оба автора задались целью исследовать духовную надстройку семей­ ных отношений в «чистом» виде. Возмож­ но, сделано это несколько преждевремен­ но, поскольку бытовая, «кухонная» сторо­ на брака не отмерла и долго еще будет играть весьма активную роль. Но придет время, когда роль эта сведется к нулю и при постоянном прочном материальном фундаменте исключительно важно будет знать, что будет определять тогда супру­ жескую жизнь. Общие интересы, развле­ чения, сходство вкусов, умение не надое­ дать друг другу в длительном совместном ' В . К а н т о р о в и ч . Слово, проверенное цифрой. «Вопросы литературы», 1978. ДО. существовании?.. Да, все это, несомненно, важно, но главное ли это? Известный советский специалист в об­ ласти семьи и брака Ю. Рюриков в статье «Любовь: ступени культуры» пишет: «Рождается совершенно новый психоло­ гический фундамент брака: теперь это не просто влечение чувств, как раньше, а мно­ гогранная индивидуальная совместимость жены й мужа: совместимость чувств, ха­ рактеров, темпераментов, совместимость идеалов, взглядов, совместимость привы­ чек поведения». И, видимо, не напрасны опасения Нины Александровны, когда она говорит: «Боль­ ше всего боюсь опуститься до мещанства, когда будет удовлетворять работа «абы день прошел», семья с едой и тряпками и содержательные сплетни о знакомых». Стандартный семейный уют, который с таким восторгом принял ее муж, не устраи­ вает и Майю. «И я стоял, пораженный этим разлитым по знакомым вещам покоем, стоял и на­ слаждался. Вот через это пройдет моя жизнь. Она будет, конечно, обременена заботами, суетой, часто дерганная и нерв­ ная. И ты станешь временами уставать от нее, но каждый вечер приходить сюда, в эту нехитрую гармонию бра, тахты, стола с креслом и коврика на полу и обретать силы. И здесь всегда тебя будет ждать она, созидательница гармонии, творец по­ коя. Что еще надо? Можно ли желать большего? Вот оно, оказывается, как вы­ глядит человеческое счастье!» Слишком поспешно Павел Крохалев при­ нял гармонию вещей за гармонию семей­ ного счастья. Сказалась, конечно, не толь­ ко постоянная неустроенность Павла, но и традиционное представление о семейном благе, как домашнем уюте, а о жене, как хранительнице семейного очага. Однако такая идиллия вовсе не устраи­ вает Майю. Гармония вещей ее не обма­ нывает. От семейного счастья она ожида­ ет чего-то большего. Майе нужен простор высоких чаяний, истоки которых начинались бы здесь, в семье. Да и любовь для Майи — в какой-то мере тоже движение к возвы­ шенной цели. И Нина Александровна считает, что не­ обходимо «добиться именно этого сча­ стья— счастья творчества, достигнутой це­ ли». Дело только в том, что само это стремление так и повисает в воздухе, ибо не подкрепляется конкретным содержани­ ем цели. Слишком уж смутно то, о чем мечтают Майя и Нина Александровна. «А я,— сознается Майя (и с ней может целиком согласиться Савицкая),— двад­ цать один год мельтешу на свете и все еще не знаю, на что пригодна. Одни какие-то желания, в которых и сама не разберусь». В этом отношении намного определен­ нее Павел Крохалев, который совершенно уверен, что он «родился двадцать девять лет тому назад в деревне Полянка для того только, чтобы проявить себя ради других, а, значит, кого-то любить». Павел действительно ищет и находит свою любовь. Да и работа, которой он за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2