Сибирские огни № 09 - 1979
лучше его почти и не бывает людей у нас». Мы же ни Сергея Карелина, ни Игоря Кудинова, ни героя Верещагина назвать «одним из лучших людей нашего общест ва» не можем, ибо не они в конечном сче те определяют лицо поколения и тем более лицо целого общества. Но оснований для того, чтобы разделить тревогу авторов «Приключения», «Мастерской в глухом пе реулке», «На маленьком забытом полустан ке»,— предостаточно: герои этих повестей не выдуманы, они наблюдены в жизни и являются далеко не редким исключе нием. Возможно, сама ситуация, взятая авто рами этих повестей, покажется слишком банальной, но подкупает серьезность всех троих авторов в подходе к теме, четкость и недвусмысленность позиции. Ни тени умиления похождениями своих героев. Зато отчетливо пробивается мысль: лю бовь, приходя к человеку, непременно ме няет его, делая, в зависимости от отноше ния к ней, или счастливым, или несчастным. Оба Сергея и Кудинов остались несчастны ми, когда легким удовольствиям пришел конец, а за: подлинное счастье они не хо тели, да и не умели бороться. Поправ лю бовь, они начали нравственно дегради ровать. И настойчиво (особенно у В. Сукачева) начинает звучать тоска по высокой любви, ее первозданной чистоте и поэзии. Нагляд нее всего проявляется это в ретроспек тивных параллелях повести «На маленьком забытом полустанке». Взаимоотношения Мили и Карелина оттеняются историей другой любви — молоденького солдата Ар каши (ныне ответственного работника края) и медсестры Люды. В отличие от Карелина, испугавшегося, что он не сможет сохранить любовь, Аркадий Васильевич тончайший аромат первой любви пронес через всю жизнь. Каждый из этих героев олицетворя ет не только разных людей, разные поко ления, но и разные взгляды на любовь, разную меру ответственности за свои по ступки. К сожалению, давая чисто обстоятельст венное объяснение морального превосход ства одного героя над другим, В. Сукачев заведомо ставит их в неравное положение. Характер и чувства Аркадия Васильевича испытываются на пределе душевных сил, «потому что каждый человек и каждое со бытие той поры готовили эту любовь.» Ря дом со смертью еще прекраснее казалась жизнь, страдания порождали ненависть, но и она была во имя любви». Карелину же в условиях спокойного течения време ни труднее разобраться в . себе. Так, мо жет, не стоило делать противопоставле ния по известному, но сомнительному принципу — «вот раньше было»? Однако противопоставление это, при всей его пря молинейности, невольно наталкивает чита теля на мысль, что в условиях спокойного бытия у человека порой притупляется ост рота большого чувства. «Неужели любовь требует разлуки? Неужели только в этом случае и сохраняется она?» — спрашивает Аркадий Васильевич. Или, говоря иначе, неужели только потрясение рождает пол ноценную любовь? Любопытна не сама постановка вопроса, ибо сочетание — любовь и потрясение — вечно, как жизнь. Любопытен этот нюанс «неужели», который, вероятно, в другие времена, когда мир и покой был ред костью, вообще не имел бы реальной почвы. Плюс эмансипация Итак, безответственность губит любовь. Но куда как просто, если бы дело ограни чивалось только этим. Тогда, наверное, бы ло бы достаточно сосредоточить внимание общества на воспитании этой самой ответ ственности. Но вот героев повестей В. Тендрякова «Затмение» и В. Липатова «Повесть без сюжета, начала и конца» в безответствен ности не упрекнешь. Тем не менее их лич ная жизнь тоже не удалась. Нина Александровна Савицкая («Повесть без сюжета, начала и конца») как будто бы совсем не похожа на Майю («Затме ние»). Расчетливая, «умная, образованная, злая, мудрая», Нина Александровна вроде бы никак не «стыкуется» с порывистой, эмоциональной, несколько экзальтирован ной Майей. Майя гораздо моложе Савицкой, не об ладает ее жизненным опытом и в начале своего пути руководствуется только страс тями, нередко плохо согласующимися со здравым смыслом. Нина Александровна, напротив, менее всего подчиняется страстям, более доверяя своему рационализму. Она очень совре менная, деловая, расчетливая, предельно эмансипированная женщина. Всегда подтя нута, собранна, умеет подать себя, пре красно владеет собой. Майя чужда позы. Впрочем, ей этого и не требуется. Природа наградила ее кра сотой, грацией, женственностью. Она из тех, про кого говорят: хоть мешок на д е н ь— все равно к лицу. \ Разное у этих двух женщин и отношение к любви. «Что еще? Да. Мы, кажется, лю бим друг друга». Никогда бы Майя не смогла произнести такую фразу, а Савиц кая, чьи слова приведены выше, говорит об этом спокойно, мимоходом, в числе прочих обстоятельств, упоминая о семей ной жизни с новым мужем Сергеем Вади мовичем. И здесь нет ничего удивитель ного. Если для Павла Крохалева и Майи брак — результат чувственного порыва, то Нина Александровна и Сергей Вадимович соединяются, все взвесив и тщательно об думав. «Жители поселка, досконально знающие друг друга, вскоре обратили внимание на то, что Сергею Вадимовичу и Нине Алек сандровне под сорок, что они остались в одиночестве и что механику сплавной конторы лучшей жены не найти...» Словом, их свели, познакомили... Конеч но, подобное сводничество выглядит до вольно безнравственно, но, с другой сто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2