Сибирские огни № 09 - 1979

и той же женщиной год за годом, всю жизнь». Деловит, остроумен, современен и Сер­ гей Карелин («На маленьком забытом полу­ станке»). Он не менее рьяно выступает против однообразия решительно во всем. «У меня никогда не было особо сильных увлечений»,— признается Карелин. Никогда ни над чем, по его выражению, он не «трепетал». Едва ли «трепетал» над чем-нибудь Игорь Кудинов из повести С. Крутилина. Он художник, но нет в нем живой страсти, всепоглощающего огня. Даже цвет на его пейзажах преимущественно серый. У всех троих случается похожее любов­ ное «приключение». Разница только в мес­ те действия и некоторых деталях. Карелин встречается с Милей в крохотной гостинич­ ке леспромхоза, Сергей из повести Вере­ щагина знакомится с Ниной прямо в суто­ локе московских улиц, а Кудинов — с Эль­ вирой в доме отдыха, куда он приезжает на этюды. Но нас интересует не сюжетное сходст­ во, а отношение каждого из этой троицы к своему «приключению». Поначаду все трое как будто безоглядно увлечены своими «незнакомками». Даже инертный Кудинов, не умеющий так легко и просто сближаться с женщинами, как ге­ рои Сукачева и Верещагина. Но когда де­ ло доходит до решительного шага, когда твердо надо сделать выбор, они пасуют, поворачивают вспять, топча собственное, только что разгоревшееся чувство. Моти­ вы, правда, у каждого свои. Кудинов боится потерять мнимую сво­ боду, необходимую ему как художнику, «олимпийцу», силою таланта возвышающе­ муся над толпой смертных. Верещагинский Сергей озабочен сугубо практическими соображениями: «Он не всерьез, а так, теоретически подумал: а что, если жениться на Нине? Не будет оди­ ночества— это хорошо, красивая жена — это тоже хорошо; но ведь она приведет дочку, их будет трое в однокомнатной квартире — тесно, крик, шум. Бесконечные семейные заботы, немалые лишения, ссо­ ры...» Тут даже можно было бы и посочув­ ствовать Сергею : трезво оценивает буду­ щую семейную жизнь, серьезно к ней готовится,— если б не дальнейший ход его мыслей: «„.жениться — и тогда это не бу­ дет приключением и не будет других при­ ключений. Что лучше: жить от приключения к приключению или жить вовсе без при­ ключений? И та жизнь бедна, и эта...» Ну, а Карелин, столкнувшись с гордой любовью глухонемой девушки, презираю­ щей всякую жалость к себе, вдруг начина­ ет понимать, что он не умеет любить. И каждый из них вслед за Карелиным мог бы сознаться в том же самом. Зная женщин, постоянно меняя свои привязан­ ности, они тем не менее не знают любви как высокого и яркого чувства, не знают потому, что людям с душевной глухотой этого не дано. Но с чего это вдруг мы решили, что на­ ши герои страдают таким пороком? Все они очень приличные, обаятельные моло­ дые люди. И чувства с подобающей влюб­ ленным пылкостью они умеют проявить, и вполне достается их избранницам сердеч­ ного тепла, нежности и ласки. Все так. Но их блеск, и обаяние, и доб­ рые чувства проявляются только до той поры, пока не встает вопрос об обяза­ тельствах, об ответственности перед жен­ щиной. Тут сразу же у наших героев начи­ нается паника, они глохнут и слышат только свои эгоистичные позывы. Выступая против однообразия в любви, они по сути за са­ мый примитивный стандарт «с легким раз­ нообразием (блондинка — брюнетка, пол­ ненькая — худенькая, страстная — нежная и т. д.)», за пределы которого, когда увле­ чение перешагивает рамки простой чув­ ственности, они выйти не в состоянии. Белинский называл таких людей «стра­ дающими эгоистами». Он писал: «Эти люди часто доходят до страсти к добрым дейст­ виям, до самоотвержения в пользу блий<- них; но беда в том, что они в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы искать только добро. Если подобные люди живут в об­ ществе, представляющем полную возмож­ ность для каждого из его членов стремить­ ся своею деятельностью к осуществлению идеала истины и блага,— о них без запин­ ки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые эле­ менты, сделали их эгоистами». Мы далеки от мысли прямо отождеств­ лять наших героев с «лишними людьми» девятнадцатого столетия, о которых и шла речь в приведенной вЫше цитате. Однако, судя по авторским рекомендациям, и Ку­ динов, и оба Сергея мало на что способны и в общественной жизни. Верещагинский Сергей любит и умеет работать, но полной отдачи от него л^ожно ждать только в случае, если дело, которым он занимается, имеет стопроцентную га­ рантию. Не бежит от. работы и Кудинов. Трудит­ ся, как вол, пишет все подряд: сталеваров, колхозниц, рыбаков, стога сена... Но идей­ ного стержня, собственной позиции у него нет. Он аморфен, боится людей, жизни. Художник же, как известно, обязан жить интересами общества, слышать его душу, Но для этого необходимо уметь слышать душу и сердце отдельного человека, осо­ бенно близкого тебе человека. Связь с «лишними людьми», как ни пы­ тались бы мы от нее отмахнуться, у наших героев существует. На эту связь как раз и указывает любовь без чувства ответствен­ ности. Однако данное обстоятельство ско­ рее следует рассматривать как неискоре­ ненный пережиток, идеологическую или воспитательную недоработку общества, не­ жели как некую историческую преемст­ венность. Чернышевский, разбирая повесть Турге­ нева «Ася», сделал одно принципиально важное замечание: «В том и состоит груст­ ный комизм отношений нашего Ромео к Асе, что наш Ромео — действительно один из лучших людей нашего общества, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2