Сибирские огни № 09 - 1979
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей Горшенин ЕЩЕ РАЗ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ Издавна человеческие взаимоотношения во многом определялись отношениями между мужчиной и женщиной. Оптималь ным вариантом этих отношений является наивная, но в то же время исполненная глубокого смысла формула: О Н +О Н А = Любовь. Впрочем, даже зная эту «форму лу любви», ее можно решить (что и случа ется всякий раз, когда вновь и вновь за тевается разговор о любви) только в ло кальном масштабе, то есть в данный период времени и в конкретных обстоятельствах, поскольку каждая эпоха, каждый историче ский отрезок привносят в содержание люб ви свое понимание, зависящее от многих причин: изменение социальных условий, этических и эстетических представлений, психологического облика человека. Скажем, «униженная и оскорбленная» любовь девятнадцатого века имела все основания главным своим врагом считать классовое и социальное неравноправие, нередко приводившее высокое чувство к безысходности, подменяя его жестоко циничным расчетом. И вывод, напраши вающийся отсюда, казалось бы, непрело жен: исчезни бесправие, гнет, насилие над личностью, стань женщина полноценным гражданином общества, получи она уваже ние и свободу— наступит «золотой век» любви. Не отягощенные никакими сослов ными, социальными, расовыми, имущест венными и другими предрассудками, отно шения мужчины и женщины обретут, нако нец, долгожданную гармонию. Однако в наше благополучное, очищен ное от прежних для любви преград время, мы все чаще вынуждены говорить об «об мелении, девальвации любви», а социоло гия и демография — констатировать неук лонно снижающуюся прочность семейных связей. Советская литература чутко уловила этот парадокс. Мы не беремся обозреть весь поток любовной прозы последних лет. Ограни чимся лишь несколькими произведениями, которые, на наш взгляд, дают материал для размышления по поводу того, какими путями в современном мире развиваются отношения между мужчиной и женщиной. Любовь безответная и любовь безответственная Едва ли не самой животрепещущей те мой искусства во все времена была тема безответной любви. Нынче она в тени и не потому, что ее вовсе нет или она не мод на. Просто современность треб/ет другого разговора, о других проблемах любви, и прежде всего об ответственности в отно шениях двоих. В той или иной форме вопрос этот стоит давно, но если еще лет пять назад адюль тер нередко полностью подменял подлин ные чувства и это выдавалось за современ ную «свободную» любовь без всяких ого- воррк со стороны авторов произведений, то нынче здесь наметился определенный сдвиг. Повести Н. Верещагина «Приключение», С. Крутилина «Мастерская в глухом пере улке» и В. Сукачева «На маленьком забы том полустанке» сходны и основными сю жетными линиями, и образами главных героев, и ситуациями, в которых те оказы ваются. Сергей из повести «Приключение» — молодой ученый, занимающийся приклад ной математикой. «Красивый, статный* об щительный, он нравился женщинам, умел сближаться с ними, легко расставаться. Он не был каким-то донжуаном, неугомонным ловеласом, нет, он не стремился к количе ству, и очередная связь иногда длилась полгода или год, но постепенно он привык к разнообразию, и ему уже странно было представить, как это можно жить с одной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2