Сибирские огни № 09 - 1979

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Алексей Горшенин ЕЩЕ РАЗ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ Издавна человеческие взаимоотношения во многом определялись отношениями между мужчиной и женщиной. Оптималь­ ным вариантом этих отношений является наивная, но в то же время исполненная глубокого смысла формула: О Н +О Н А = Любовь. Впрочем, даже зная эту «форму­ лу любви», ее можно решить (что и случа­ ется всякий раз, когда вновь и вновь за­ тевается разговор о любви) только в ло­ кальном масштабе, то есть в данный период времени и в конкретных обстоятельствах, поскольку каждая эпоха, каждый историче­ ский отрезок привносят в содержание люб­ ви свое понимание, зависящее от многих причин: изменение социальных условий, этических и эстетических представлений, психологического облика человека. Скажем, «униженная и оскорбленная» любовь девятнадцатого века имела все основания главным своим врагом считать классовое и социальное неравноправие, нередко приводившее высокое чувство к безысходности, подменяя его жестоко­ циничным расчетом. И вывод, напраши­ вающийся отсюда, казалось бы, непрело­ жен: исчезни бесправие, гнет, насилие над личностью, стань женщина полноценным гражданином общества, получи она уваже­ ние и свободу— наступит «золотой век» любви. Не отягощенные никакими сослов­ ными, социальными, расовыми, имущест­ венными и другими предрассудками, отно­ шения мужчины и женщины обретут, нако­ нец, долгожданную гармонию. Однако в наше благополучное, очищен­ ное от прежних для любви преград время, мы все чаще вынуждены говорить об «об­ мелении, девальвации любви», а социоло­ гия и демография — констатировать неук­ лонно снижающуюся прочность семейных связей. Советская литература чутко уловила этот парадокс. Мы не беремся обозреть весь поток любовной прозы последних лет. Ограни­ чимся лишь несколькими произведениями, которые, на наш взгляд, дают материал для размышления по поводу того, какими путями в современном мире развиваются отношения между мужчиной и женщиной. Любовь безответная и любовь безответственная Едва ли не самой животрепещущей те­ мой искусства во все времена была тема безответной любви. Нынче она в тени и не потому, что ее вовсе нет или она не мод­ на. Просто современность треб/ет другого разговора, о других проблемах любви, и прежде всего об ответственности в отно­ шениях двоих. В той или иной форме вопрос этот стоит давно, но если еще лет пять назад адюль­ тер нередко полностью подменял подлин­ ные чувства и это выдавалось за современ­ ную «свободную» любовь без всяких ого- воррк со стороны авторов произведений, то нынче здесь наметился определенный сдвиг. Повести Н. Верещагина «Приключение», С. Крутилина «Мастерская в глухом пере­ улке» и В. Сукачева «На маленьком забы­ том полустанке» сходны и основными сю­ жетными линиями, и образами главных героев, и ситуациями, в которых те оказы­ ваются. Сергей из повести «Приключение» — молодой ученый, занимающийся приклад­ ной математикой. «Красивый, статный* об­ щительный, он нравился женщинам, умел сближаться с ними, легко расставаться. Он не был каким-то донжуаном, неугомонным ловеласом, нет, он не стремился к количе­ ству, и очередная связь иногда длилась полгода или год, но постепенно он привык к разнообразию, и ему уже странно было представить, как это можно жить с одной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2