Сибирские огни № 09 - 1979
на Сахалин останавливался и жил А . П. Че хов. Неподалеку — двухэтажный дворец купца Второва. Сейчас в нем Дом пионе ров, Магазины иркутского негоцианта бы ли известны всему миру — от Владивостока до Парижа. В этой еНЬ резиденции вы ступали московские и петербургские ар тисты, пел Ф едор Шаляпин. Очень интересно по архитектуре по строенное в 1897 году здание драматиче ского театра: в этом театре со зрительным залом на тысячу человек, так далеко от столичных сцен происходили премьеры пьес Островского и Чехова, были постав лены первые произведения Арбузова, Шукшина, был открыт огромный талант Александра Вампилова. Иркутск в буквальном смысле город му зейный: здесь находится краеведческий музей, упоминавшийся мной музей декаб ристов, музей искусств. В последнем мы были поражены прекрасной коллекцией живописи, особенно сибирскими иконами, что явилось для нас подлинным сюрпри зом. Хотя, по существу, для города, кото рый имел в свое время 23 церкви, это не удивительно. Среди выставленных здесь картин «светского» содержания много зна менитых полотен, в том числе портрет поэ та Гавриила Державина, портрет «отца заключенных» генерал-губернатора Восточ ной Сибири Муравьева-Амурского, «Ни щая» Ильи Репина... Что касается современной живописи, то именно здесь мы впервые увидели в под линнике написанную в 1951 году и широко известную по распространенным в те годы репродукциям у нас в Польше картину Пластова «Ужин трактористов». К тому же это очень знаменательная встреча: карти на эта считалась одним из типичных образ цов живописи эстетики социалистического реализма. В свое время она послужила по водом и вызвала внезапную бурную, хотя в общем-то эмоционально-поверхностную полемику с этим направлением в искусст ве. Казалось, быть ей после этого обре ченной на забвение. А вот встретились мы с ней и убедились в том, что картина «брызжет» жизнью. И не только вследст вие ценимых теперь, в настоящее время, более или менее положительных колорис тических и композиционных достоинств. Просто в картине выразительно слышен «внутренний» голос произведения искусст- « ва, выражающий — невыразимо другим языком — психологическую, социальную, историческую правду. Подобная же прони зывающая правда о времени и людях ис ходит от картины Ткачевых «В колхоз», да тируемой 1969 годом. В ней — выдержанное в коричневых тонах деревенского пей зажа одновременное трехголосие смире ния, сомнительного колебания и первой на дежды старого крестьянина и .его наслед ников— сына с невесткой или дочери с зятем. Со всем своим «вкладом» — старой изнуренной лошаденкой — задержались они у ворот двора, на котором колхозная общественность, сама еще ничем не отли чающаяся от этих троих с первого плана, уже бурлит в возбужденной отчаянности первого крестьянского коллектива. 6 Если даже произведения искусства и не являются наиболее достоверными очевид цами истории, то, во всяком случае, слу жат ее наиболее убедительными свиде тельствами. Речь идет о художественном документировании сегодняшней действи тельности (впрочем, через несколько лет тоже уже истории) Восточной Сибири, о появляющихся здесь литературных произ ведениях, об их авторах-писателях. Дороги современной советской литерату ры, ведущие в Иркутск или из него, отме чены яркими и известнейшими именами: это первый секретарь Союза писателей Георгий Марков, Валентин Распутин, тра гически погибший несколько лет назад Александр Вампилов, Евгений Евтушенко... Все они родились или жили в Иркутске. Биографическое указание в этих случаях важно постольку, поскольку с этими фами лиями ассоциируются произведения лите ратуры, которые поставлены на якорь в то пографической и общественной действи тельности современной Сибири. События в эти\ произведениях происходят «здесь и сейчас», в них содержатся соответствую щие этой действительности этические ко ды, подвергаются нравственному суждению поступки живущих людей. «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные ацекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» Распутина, «Сибирь» Маркова, «Братская ГЭС» Евтушенко — произведе ния, хорошо известные в Польше по пере водам. Они представляют собой огромный и убедительный материал доказательств перед судом истории. Конечно, «суд ис тории» — всего лишь метафора, употреб ленная только для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что их писательский труд на правлен против фальшивой экзотики Сиби ри. ...Мы снова выходим на высокий берег Ангары. Внизу, по всей ширине течения, снуют и замирают десятки лодок. Надежда на улов у рыбаков более слабая, чем ког да-то раньше: плотины, преграждающие сибирские реки, перерезали путь извечно му паломничеству рыбы. Николай Самохин, писатель из Новоси бирска, с которым мы встретились спустя несколько дней, мечтает в своей повести «Где-то в городе, на окраине» о запомнив шейся с детства реке Бурле, протекающей через его родную Утянку, и уже не наме ревается туда поехать. «Не поеду, потому что боюсь испортить легенду. Боюсь, что вместо кристально чистой, дружелюбной, сказочной Бурлы увижу высыхающий сток, в котором мест ные механизаторы моют своих железных коней».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2