Сибирские огни № 09 - 1979

на Сахалин останавливался и жил А . П. Че­ хов. Неподалеку — двухэтажный дворец купца Второва. Сейчас в нем Дом пионе­ ров, Магазины иркутского негоцианта бы­ ли известны всему миру — от Владивостока до Парижа. В этой еНЬ резиденции вы­ ступали московские и петербургские ар­ тисты, пел Ф едор Шаляпин. Очень интересно по архитектуре по­ строенное в 1897 году здание драматиче­ ского театра: в этом театре со зрительным залом на тысячу человек, так далеко от столичных сцен происходили премьеры пьес Островского и Чехова, были постав­ лены первые произведения Арбузова, Шукшина, был открыт огромный талант Александра Вампилова. Иркутск в буквальном смысле город му­ зейный: здесь находится краеведческий музей, упоминавшийся мной музей декаб­ ристов, музей искусств. В последнем мы были поражены прекрасной коллекцией живописи, особенно сибирскими иконами, что явилось для нас подлинным сюрпри­ зом. Хотя, по существу, для города, кото­ рый имел в свое время 23 церкви, это не удивительно. Среди выставленных здесь картин «светского» содержания много зна­ менитых полотен, в том числе портрет поэ­ та Гавриила Державина, портрет «отца заключенных» генерал-губернатора Восточ­ ной Сибири Муравьева-Амурского, «Ни­ щая» Ильи Репина... Что касается современной живописи, то именно здесь мы впервые увидели в под­ линнике написанную в 1951 году и широко известную по распространенным в те годы репродукциям у нас в Польше картину Пластова «Ужин трактористов». К тому же это очень знаменательная встреча: карти­ на эта считалась одним из типичных образ­ цов живописи эстетики социалистического реализма. В свое время она послужила по­ водом и вызвала внезапную бурную, хотя в общем-то эмоционально-поверхностную полемику с этим направлением в искусст­ ве. Казалось, быть ей после этого обре­ ченной на забвение. А вот встретились мы с ней и убедились в том, что картина «брызжет» жизнью. И не только вследст­ вие ценимых теперь, в настоящее время, более или менее положительных колорис­ тических и композиционных достоинств. Просто в картине выразительно слышен «внутренний» голос произведения искусст- « ва, выражающий — невыразимо другим языком — психологическую, социальную, историческую правду. Подобная же прони­ зывающая правда о времени и людях ис­ ходит от картины Ткачевых «В колхоз», да­ тируемой 1969 годом. В ней — выдержанное в коричневых тонах деревенского пей­ зажа одновременное трехголосие смире­ ния, сомнительного колебания и первой на­ дежды старого крестьянина и .его наслед­ ников— сына с невесткой или дочери с зятем. Со всем своим «вкладом» — старой изнуренной лошаденкой — задержались они у ворот двора, на котором колхозная общественность, сама еще ничем не отли­ чающаяся от этих троих с первого плана, уже бурлит в возбужденной отчаянности первого крестьянского коллектива. 6 Если даже произведения искусства и не являются наиболее достоверными очевид­ цами истории, то, во всяком случае, слу­ жат ее наиболее убедительными свиде­ тельствами. Речь идет о художественном документировании сегодняшней действи­ тельности (впрочем, через несколько лет тоже уже истории) Восточной Сибири, о появляющихся здесь литературных произ­ ведениях, об их авторах-писателях. Дороги современной советской литерату­ ры, ведущие в Иркутск или из него, отме­ чены яркими и известнейшими именами: это первый секретарь Союза писателей Георгий Марков, Валентин Распутин, тра­ гически погибший несколько лет назад Александр Вампилов, Евгений Евтушенко... Все они родились или жили в Иркутске. Биографическое указание в этих случаях важно постольку, поскольку с этими фами­ лиями ассоциируются произведения лите­ ратуры, которые поставлены на якорь в то­ пографической и общественной действи­ тельности современной Сибири. События в эти\ произведениях происходят «здесь и сейчас», в них содержатся соответствую­ щие этой действительности этические ко­ ды, подвергаются нравственному суждению поступки живущих людей. «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные ацекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова, «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» Распутина, «Сибирь» Маркова, «Братская ГЭС» Евтушенко — произведе­ ния, хорошо известные в Польше по пере­ водам. Они представляют собой огромный и убедительный материал доказательств перед судом истории. Конечно, «суд ис­ тории» — всего лишь метафора, употреб­ ленная только для того, чтобы еще раз подчеркнуть, что их писательский труд на­ правлен против фальшивой экзотики Сиби­ ри. ...Мы снова выходим на высокий берег Ангары. Внизу, по всей ширине течения, снуют и замирают десятки лодок. Надежда на улов у рыбаков более слабая, чем ког­ да-то раньше: плотины, преграждающие сибирские реки, перерезали путь извечно­ му паломничеству рыбы. Николай Самохин, писатель из Новоси­ бирска, с которым мы встретились спустя несколько дней, мечтает в своей повести «Где-то в городе, на окраине» о запомнив­ шейся с детства реке Бурле, протекающей через его родную Утянку, и уже не наме­ ревается туда поехать. «Не поеду, потому что боюсь испортить легенду. Боюсь, что вместо кристально чистой, дружелюбной, сказочной Бурлы увижу высыхающий сток, в котором мест­ ные механизаторы моют своих железных коней».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2