Сибирские огни № 09 - 1979
от недосыпа и озноба: разрешение на старт нашему самолету дали только в во семь тридцать утра. Было туманно и очень холёдно. Накануне в Москве было всего одиннадцать граду сов, на сегодня прогноз обещал то же са мое. Наташа, переводчица, по службе и по натуре оптимистка и утешительница, ещё перед объявлениями стюардессы начала делиться с нами своей собственной свод кой - компенсацией - возмещением - надеж дой, что рейс, возможно, теперь будет беспосадочным до самого Иркутска. О доб родушное женское техническое неведе ние! Нас посадили в уже отживший свой реактивный век Ту-104, а я помню, что и новый самолет с четырьмя двигателями, которым я летел в прошлый раз, садился в Омске, чтобы пополнить запас горю чего... Бесстрастный голос стюардессы вывел всех нас из заблуждения и, мало того, пре поднес своего рода сюрприз: через два часа нам предстоит совершить посадку в Свердловске, на Урале! Удивленный ро пот пассажиров, однако, вскоре затихает, никнет в клубах холодного пара, окутав- г шего салон после включения вентиляции. Самолет стремительно продирается сквозь слои облаков. Кажется, вот-вот будут рас сажены барабанные перепонки и виски. Пассажиры сжимают головы <ладонями, вдавливаются в кресла. Очень чувстви тельным оказывается и процесс снижения. Ситуация повторяется после взлета в Свердловске. К тому же стюардесса объ являет о следующей посадке в Омске, на Иртыше... Наблюдаю за своими товарищами по пу тешествию. Драматург застыл в интенсив ном напряжении. Литературный критик то потеет, то мерзнет (судя по тому, как он прошипел мне с осуждающим упреком что-то вроде «эта твоя Сибирь...», догады ваюсь, что он уже в ярости). Дипломат дипломатично молчит. А Наташа? Наташа полностью представляет из себя только молодую мать, которая оставила в Москве маленькую дочку. В этом рваном рейсе она подозревает грозящие самой страшной опасностью неисправности, все время при слушивается к работе двигателей и нервно стискивает ладони на поручнях кресла. Наш Ту-104, несмотря на свой почтенный возраст и перетруженность, вполне испра вен. И все же от Омска (32° жары в тени) он вовсе и не собирается брать направле ние на Иркутск, а держит путь... в Ново сибирск. Наши товарищи по полету, сиби ряки, давно сориентировались, что на борту находится группа иностранцев, и нашли шутливое объяснение неожиданным допол нениям к маршруту: «Сервис «Аэрофло та» — хотят вам показать как можно боль ше нашей Сибири». В самолете давно уже установилось остроумно-колкостное на строение, и когда после стоянки в Новоси бирске (+ 36 ° в тени!) в репродукторах Ту слышится обещание, что через два с половиной часа мы будем садиться в Ир кутске, никто этому не верит, а в салоне возникает чуть ли не разочарование. К месту назначения, в город на Ангаре, наш самолет благополучно прибыл около полуночи по местному времени. Если взять за отсчет «наше», европейское время, между Варшавой и Иркутском семь часов разницы. Однако время в Сибири — метафорически и буквально — особое. Метафорически — если принять во внима ние происходящие в этой части света из менения. Буквально — когда пытаешься представить и осмыслить подобное про странство. Весьма продолжительный полет привел нас в такое состояние, что мы потеряли реальное представление о времени. «Не видно никакой тайги!» — волновались мои друзья, когда мы оказались за Уралом и летели над' Барабинскими степями, сибир ским «опольем», полосой лесостепи. «Не зидно никакой тайги!» — не могли сдер жать они своей досады и нетерпения. А под крылом самолета проплывали нескончае мые огромные прямоугольники возделан ных полей. С тайгой, могучей, неизмери мой, необъятной тайгой, замеченной еще с самолета, нас ждала непосредственная встреча во время автомобильной поездки из Иркутска к Байкалу. Когда в полночь самолет начал снижать ся в последний раз (так и не вышло из-за этого опоздания с незабываемым видом на светло-зеленую Ангару, к которому я дол гое время подготавливал своих попутчи ков), навстречу сверкающим красными и зелеными огнями крыльям самолета устре мились бесчисленные россыпи городских огней. Но это еще не был Иркутск, это бы ло только его начало, длинная цепь горо дов-спутников. Минут двадцать мы нес лись над этим созвездием заводов и жи лых домов, пока я не узнал сверкающий эскиз собственно Иркутска. Нас поселили в семиэтажной гостинице «Ангара» — в той же самой, где я жил че тыре года назад. По счастливому стечению обстоятельств среди свободных номеров оказался «мой», и я взял ключ от него — триста седьмого номера. 2 Итак, гостиница «Ангара». Та же самая. И в окна моей комнаты виден знакомый двор, в котором ничего не изменилось, разве только березки да тополя подросли. Эти деревья уцелели благодаря зданию гостиницы: заслоненные его семиэтажной стеной, они устояли перед сокрушительной бурей, обрушившейся на Иркутск за четыре дня до нашего приезда. Ветер сломал и вырвал с корнями сотни старых деревьев. Но город этот видел и пережил не такие испытания. Особенно бурной была погода истории этого района. Даже легендарный пресло вутый канадский Клондайк в сравнении С Иркутском представлял собою лишь незна чительный эпизод. Если бы города основывали люди бес корыстные, предпочитающие красоту окру
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2