Сибирские огни № 09 - 1979
И судьбы всех переплелись так же тесно, как корни деревьев в густом лесу. Не было больше столкновений между командой и офицерами, а Рекстин вновь выполнял свои обязанности капитана, и ему подчинялись. Холод прочно впаял пароход в лед. Его несло в центральные районы Арктики. По мощи теперь ждать было нерткуда. В салон набилось больше обычного. Во главе стола Рекстин. Последнее время он редко заходил сюда — постоянно в руле вой рубке. В каюте, где его рабочий каби нет, тоже почти не бывал. Там постоянные постирушки, детский плач, запах пеленок... Здесь же и лоцман Ануфриев. Редкий случай — сошлись с капитаном за одним столом, хотя терпеть друг друга не могут. Стюард Сторжевский разносил чай, при слушивался к разговорам, крайне важным для всех. Ни одного члена экипажа, одна ко, в салоне не было. Несколько дней назад это бы ничуть не тронуло Сторжев ского: обсуждают и пусть обсуждают, ре шают и пусть решают. Он только послу шает, а затем поделится с приятелем, судовым коком. Теперь Сторжевский ко многому относится иначе. Он и внешне переменился. Побледнел, высох от одно образного скудного питания, костюм на нем обвис, а лицо, покусанное морозом, покрылось красными шелушащимися пят нами. Как только выдалась свободная минута, Сторжевский нырнул по трапу в кубрик ко чегаров. Тяжело дыша, еще больше по бледнев от бега, без стука распахнул дверь: — Там, там решают... А наших никого. В кубрике не только кочегары, но и па лубные матросы, машинисты, камбузники. При появлении стюарда разговор оборвал ся. Ждали, что еще скажет, но Сторжев ский ничего не мог добавить. — Пошли,— сказал Захаров. — Все? — испугался Сторжевский. Все же для него салон оставался местом, куда не каждому дозволено входить. Один-два человека — еще куда ни шло, но не все же сразу! Захаров хлопнул стюарда по плечу: — Пора отвыкать от старого! — Я сам, сам,— испугался Сторжевский, бросился вперед, вбежал в салой.— Коман да идет сюда! Сообщив об этом, он как бы отмежевы вался от экипажа, вновь становился пред упредительным стюардом. Однако в салоне никто не возмутился, не вскочил с места. Умолкли и ждали. Не успел Сторжевский отдышаться, как на пороге появился Заха ров. — Капитан,— обратился он к Рекстину,— судьба парохода касается не только пасса жиров. — Садитесь, Захаров. Прош у!— ответил Рекстин. — Я не один. — Пусть заходят. Впервые случилось такое, что обитатели твиндека пришли сюда. Многие не только 11 Сибирские огни № 9 не были никогда в салоне, но и не пред ставляли, что он существует, осматривались с любопытством. Поражала, однако, не об становка салона, а изменившийся облик его обитателей. Офицеры преобразились, сме нили военную форму на штатскую одежду. Не то купцы, не то чиновники. Лишь За харов заметил у них оттопыренные кар маны— оружие при них, не хотят расста ваться... На стене голубая карта Карского моря и северного побережья Сибири. На ней прочерчена ломаная линия от Архангельска к Индиге, от Индиги через Карские Ворота к востоку от Новой Земли. Посреди Кар ского моря линия обрывалась, словно ухо дила под воду, на дно... У карты с тонень кой указкой в руке лоцман Ануфриев спокойно ждет, когда стихнет возня, раз местятся матросы. — Повторяю для тех, кто опоздал,— за говорил он.— Это произошло в августе тысяча девятьсот двенадцатого года. Из Архангельска тогда ушла на восток шхуна «Святая Анна» под командованием лейте нанта флота Брусилова. Владелец и капи тан этой шхуны Брусилов направился по Северному морскому пути с научными и промысловыми целями. После ухода из Архангельска шхуну никто больше не ви дел. Из экипажа, более двадцати человек, спаслись двое. Они рассказали, что «Свя тая Анна» вмерзла в лед так же, как и наш корабль. Ее унесло в полярные районы, где и летом лед не тает. Шхуна стала мо гилой экипажа. Случайно было ее дви жение? Если случайно, незачем было бы и вспоминать. Если же «Святую Анну» унесло течение в Карском море, нетруд но представить, что нас ждет.— Ануфриев умолк, посмотрел в напряженные, ожи дающие ответа лица.— Посмотрите на кар ту. Жирной линией изображен наш дрейф, тонкой — шхуны. Они параллельны. Шхуна дрейфовала по 79 меридиану, мы по 64-му. Наше счастье, что северная оконечность Новой Земли сдерживает течение... Только теперь Захаров заметил, что ло маная линия на карте за Карскими Ворота ми раздваивается. Ануфриев умолк: он сказал все. Никто не решался нарушить молчание. И тогда, словно забивая последний гвоздь в крыш ку гроба, Рекстин размеренно произнес: — Суточная скорость нашего дрейфа на север в среднем достигает полутора-двух миль. — Эх, если бы беляки не вернули «Ка наду»! — Сергунчиков с вызовом посмот рел на офицеров. Те ни слова В ответ. Генерал тихо спросил: — Кто нам может помочь? Кто? — Положение сложное,— заговорил Рекстин.— Крупные ледоколы — «Свято гор» и «Александр Невский» — в Англии. Только они бы могли пройти к нам. Не со гласится ли английское правительство на править их сюда? Из Архангельска «Кана де» уже не пробиться... — Конечно, Англия,— встрепенулся Зве- гинцев.—■Англия и только Англия!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2