Сибирские огни № 08 - 1979

Старый венский вокзал хорошо помнился мне в виде длинного, угрюмого, мы­ шиного цвета здания. На одном его конце высился нелепый дополнительный полу­ этаж, который придавал вокзалу вид огромного закопченного паровоза. Этого вокзала больше не существовало. Его безжалостно снесли до самого основания и построили новый, из стекла и бетона. Он тоже не предлагал особого уюта, зато носил на себе четкий отпечаток сов­ ременного делового лаконизма. Вот билетные кассы — все в один ряд. Вот инфор­ мационное табло на целую стену. Вот, во всю ширину здания, выход на перрон с бесчисленными стеклянными дверьми. Все обозначено, все на виду, все предельно просто, удобно и доступно. Никакой суеты, никакой толчеи, никаких задержек. При­ шел, взял билет, сел в поезд, укатил. Пришел, проводил, прямо с перрона, не заходя в основное здание вокзала, чтобы не мешать очередной приливной волне пассажиров, прошел через боковой выход на вокзальную площадь и ртправился домой. А что, собственно, еще требуется от вокзала? Поезда, большей частью трансконтинентальные, проходившие через всю Европу, носили звучные, иногда неожиданные имена. «Восточный экспресс», прославленный еще Агатой Кристи. «Эдельвейс». Даже «Моцарт». Наш экспресс назывался — «Вен­ ский вальс». Вальтер вручил мне в дорогу иллюстрированный католический еженедельник «С нами бог», Инге — пачку американской жевательной резинки; она ее терпеть не могла, и он это знал прекрасно. — Двадцать копеек! — Ухмыляясь, довольный своей проделкой, Вальтер по­ махал рукой вслед тронувшемуся составу.— Мы с Эллен отыщем вас в Инсбруке в воскресенье. И, не торопясь, размеренно впечатывая шаги в идеально ровный асфальт пер­ рона, отправился к своей «Шкоде». Вальтер оставил машину вблизи бокового выхода, там, где разрешалось ставить только служебные машины. Он постоянно возил с собой картонный прямоугольник с печатным текстом: «Врач по срочному вызову» и выставлял его напоказ за ветровым стеклом. Трюк действовал безотказно, полицейские, безжалостно штрафовавшие вла­ дельцев машин за стоянку в неположенном месте, уважительно прочитывали текст и отходили от машины. Следующие несколько часов мы любовались великолепнейшими местами аль­ пийского предгорья. Наш «Венский вальс» вертко несся среди невысоких лесистых гор. С каждым новым поворотом железной дороги возникали все новые и новые пейзажи, словно скопированные с рекламных проспектов туристических фирм. То появлялся угрюмый старинный монастырь на отвесном, лишенном, казалось бы, ка­ ких-либо подходов утесе. На смену монастырю, споря с ним и дразня, за очередным поворотом выплывал ультрасовременный легкомысленный отель с этажами-утесами на пологом склоне горы. Мрачнее каменистое ущелье сменялось солнечной аль­ пийской поляной с буйным многоцветьем трав. То побежит совсем рядом велико­ лепное четырехрядное шоссе с белыми и желтыми разметками полос. То вдруг полная ночь — поезд проходит промозглый смрадный туннель. То уж совсем неожиданно понесется наперегонки с нами дикая лань... Когда пошли ряды крохотных изящных «уикэндхаузов» — дачных домиков с та­ кими же карликрвыми, тщательно ухоженными клумбами возле каждого из них, Инга, которая всю дорогу не отходила от окна в проходе вагона, повернулась ко мне: — Зальцбург? Да, это был уже Зальцбург. Вот визитная карточка города, старинная крепость на крутом холме. Гигантским указующим перстом высится она посреди подступающего к ее подножью моря красных черепичных крыш. На перроне нас поджидало двое. Высоченная сухопарая дама с вытянутым лицом и каменным подбородком. Широкоплечий, плотный, ниже ее ростом мужчина в тем­ ном, с металлическим отливом костюме и галстуком бабочкой. — Неужели бургомистр? Такой молодой!— восхищалась Инга, продвигаясь с сумкой через плечо к выходу из вагона.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2