Сибирские огни № 08 - 1979

нем, никогда уже больше разучиться не сможет. Выработанная способность дер­ жать равновесие останется навсегда, разве только потребуется несколько минут тре­ нировки. Меня «вели» двое. Одного я определил сразу, как только почувствовал, что за мной следят. Остановился у магазина товаров для мужчин, сделав вид, что прики­ дываю, какой именно из выставленных в витрине модных складывающихся зонтов следовало бы купить. В зеркальном стекле тотчас же отразился респектабельного вида высокий пожилой господин в кремовом чесучовом костюме. Он прогуливался по другой стороне улицы, покручивая в руке тросточку. Номер второй появился не так быстро. Возможно, потому, что он не попадал под известный мне еще со времен подполья стереотип. Лишь внезапно изменив, направление, завернув за угол и, возвратясь на улицу, по которой только что прошел, я столкнулся с ним нос к носу. Рослый мускулистый хиппи с гитарой и в черных, в виде бабочки, солнцезащитных очках. Он попался мне уже раз возле Ринга, но тогда я не обратил на него никакого внимания, лишь зафиксировав машинально необычной формы очки. «Гитарист» спешил, боясь меня упустить, и мы чуть не столкнулись. Он уступил дорогу, пробормотав невнятные извинения. Я водил их за собой целый час. Потом, когда мне надоело, привел в знакомый по прежним временам район и оторвался, применив известный каждому мало-маль­ ски опытному подпольщику прием, который у нас носил название «сквозняк». Основу его составляло хорошее знание проходных дворов с двумя, а еще лучше с тремя выходами на разные улицы. Внезапно я убыстрил ход почти до бега, проскочил в небольшой дворик с арка­ дами вдоль всех четырех стен и завернул на лестницу через боковой подъезд, оставив дверь полуоткрытой. Не прошло и минуты, как во дворике появились оба мои хвоста. Сначала по­ жилой господин с тросточкой, затем хиппи. Один торопливо проследовал на улицу Волльцайле, другой — через второй выход, к кинотеатру, где как раз к этому момен­ ту кончился сеанс. Мне это было на руку. Влившись в жиденькую цепочку посетителей кино, я вернулся на улицу и, как ни в чем не бывало, продолжил свой путь. Хвосты мне попались с опытом. Потеряв меня, они не стали бесплодно метаться по улицам, как поступили бы новички и вообще люди случайные, а вполне профес­ сионально поспешили к исходной точке всякой слежки — месту жительства объекта. Пожилого с тросточкой я увидел, едва только свернул на свою улицу. Он стоял спиной ко мне, возле магазина тканей, точно в том месте, где вчера парковался черный «Мерседес», и делал вид, что его страшно интересуют яркие летние ткани для женских платьев. Его молодого коллегу я обнаружил не сразу, лишь когда подошел к своему подъезду и опустил руку в карман, отыскивая ключ. Он сидел на корточках в нише у стены и едва слышно побренькивал на гитаре. Нашарив ключ, я вытащил из кармана еще и пятидесятигрошевую монету и бросил перед ним на тротуар. — За доставленное удовольствие! —Я приветливо улыбнулся и, открыв дверь, одновременно небрежно помахал ему кончиками пальцев,— Вы делаете успехи! Он приподнял очки и тупо уставился на меня. Мне было совершенно неясно, почему вдруг я оказался в центре такого тща­ тельно организованного наблюдения. Я мог об этом лишь строить догадки. Одно ясно: следили за мной в открытую, не таясь. Значит, тех, кто руководил слежкой, не интересовали ни люди, с которыми я встречаюсь, ни вообще мои действия Их интересовал только я сам. Другими словами, мне давали ясно понять, что я нахожусь под наблюдением. Зачем? Ответ мог быть только один: для меня создавали определенный психологиче­ ский микроклимат. С леж ка'— это всегда испытание для нервов. Таким образом испы­ тывалась моя нервная система. На что же рассчитывали мои преследователи? На

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2