Сибирские огни № 08 - 1979
раздела «Лица» — в обращениях к поэтам- воинам. Л. Решетникову всегда была близка та область поэзии, которую обычно называ ют пейзажной лирикой, но здесь необхо димы существенные оговорки. В разделе «Дали» автор собрал стихи, в равной сте пени относящиеся и к пейзажной лирике, и к путевым впечатлениям. Но в последних по времени книгах Л. Решетникова стихи такого плана имеют лирико-философский характер, ибо поэт, запечатлевая виденное на многих дорогах и перепутьях, обраща ется, как правило, к коренным вопросам человеческого бытия. Чтобы обозначить географические коор динаты мест, где побывал автор, доста точно привести заглавия нескольких стихов. «Дорога на Холмогоры», «Воспоминания о рыбацком стане «Ольховый куст», «Закат в горах», «Высокогорный пейзаж», «Утро в Дубултах», «Снегопад на Рижском взморье», «До свиданья, Командоры». Названия стихов не только помогают чита телю сделать «привязку к местности», но и еще раз подтверждают, как последовате лен поэт в своем поиске, как глубоко он уверен, что поэзия есть повсюду, и ее сле дует искать не в романтизированных «да лях», а в конкретной будничной повсе дневности. Сильная сторона Л. Решетни кова — искусство рисовать словом с почти графической четкостью. Там, где эта жи вопись «работает» на мысль и чувство, поэт одерживает бесспорную победу. «На берегу Дубисы» — это пейзаж, но это и воспоминания о ' великой войне, и раздумье о безостановочном беге време ни: А речка живет и струится, Сквозь время идет и идет. И лет уходящих страницы Листает не вспять, а вперед... # Порой строгий рисунок озаряется улыб кой автора, шуткой, что невзначай сорва лась,— кто же в беседе удержится от озорной и веселой усмешки? Но эта лука вая усмешка контрастно оттеняет серьез ность того, что сказано дальше. Поэт, прощаясь с местами, запавшими в душу, смотрит «на эту ширь из-под руки», На эту даль, на эту волю, Где все ж — кривить совсем не след — Есть на болотах клюквы вволю. А берегов кисельных нет. Пустынность. Северность. Но ясность Сиянья солнца в высоте. И непонятная подвластность Души той властной красоте. («Деревня Верхняя Нарыга») Всегда ли так убедителен Л. Решетни ков в «путевых» стихах? Есть у него и сти хи несколько, что ли, «констатационные», отяжеленные подробностями, не сливши мися в единую картину, есть стихи, не чуждые греху описательности. Но не о частных промахах хочется говорить, обра щаясь к новым книгам своеобразного и яркого поэта. В строках Леонида Решетникова ощуща ешь пульсацию живой крови — они напи саны неравнодушной рукой много испы тавшего человека, которому «особой яс ности пора» открыла очень важную для художника тайну — как вызывать живой отклик в душах людей. ю . МОСТКОВ К. Лагунов. «Красные петухи». Роман. Свердловск, Средне-Урал. кн. изд., 1978. Читатели знают Константина Яковлевича Лагунова, как писателя с обостренным чувством времени. Сегодняшний день Тю мени, люди, героическим трудом которых создается крупнейшая топливно-энергети ческая база страны,— в центре его произ ведений, опубликованных за последнее десятилетие. Наши современники — гео логи и нефтедобытчики — главные герои романов «Ордалия», «Одержимые», «Боль но берег крут», пьесы «Не ради славы», очерков, статей. И несколько неожиданным может показаться появлЬние в этом ряду нового романа «Красные петухи», в основе которого лежат события, ставшие достоя нием истории, связанные с кулацко-эсеров ским мятежом в Западной Сибири в 1920— 1921 годах. На самом же деле ни чего неожиданного тут нет. Село на крутых переломах истории Со ветского государства — еще одна посто янная тема писателя. В послесловии к роману «Красные пе тухи» доктор исторических наук Д . Копы лов пишет: «Хотя действие книги развер тывается в вымышленной Северской губер нии и мы не найдем здесь подлинных имен и фамилий, документальной точности в опи сании фактов, роман тем не менее досто верно отображает историческую действи тельность: политическое положение, рас становку классовых сил в сибирской дерев не, причины, ход и разгром мятежа». Оценка эта имеет принципиальное значе ние, хотя историческая правда повество вания сама по себе еще не определяет идейно-художественной значимости произ ведения. К. Лагунов стремится быть верным исто рии и психологически достоверным при создании характеров своих героев. Роман увлекает динамизмом сюжета, в ходе которого перед читателем проходит множество лиц, открываются десятки су деб, изломанных, загубленных, выстоявших в беспощадном огне классовой борьбы. Известно, что организаторы контррево люционного мятежа в Сибири воспользо вались просчетами и ошибками, которые допустили на местах партийные и совет- кие работники при проведении продраз- ерстки. Лагунов не пытался уйти от этого исторического факта, сгладить его остроту, затушевать. Многие страницы романа по священы сибирским большевикам, без остатка отдавшим себя Революции, оши бавшимся и дорогой ценой платившим за свои ошибки, но не знавшим компромиссов с собственной совестью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2