Сибирские огни № 08 - 1979
Эти завершающие две строки — «Прос то помню. Забыть не могу» — как вздох о том, что не вырвать из сердца, независимо от того, радостны или горьки воспомина ния юности. ’ Это ощущение высокой несвободы от памяти солдатской юности освещает мно гие строки. Примечательно — раздел «Память», включивший в себя стихи о Ве ликой Отечественной и начинающийся сти хотворением «22 июня 1941 года», завер шается стихотворением «Об этих воспоми наниях». Вот его финальные строки: Сказано не мной: «От многих знаний — Многие печали...» Утро дня, Я устал от тех воспоминаний. Но они — мой отсвет, часть меня! Многие стихи обеих книг согреты отно шением лирического героя к страницам и его собственной жизни, и биографии все го поколения. Но, каким бы личным ни было это отношение, в нем неизменно от ражается и всеобщее, важное для всех. Поэт ощущает свою слитность с армей ской семьей, и это дает ему право гово рить от имени «мертвых и живых» («В во енном городке по прошествии лет»), по могает увидеть, что сегодняшние молодые солдаты-первогодки — «сыновья мне, хоть готовы к трудной воинской судьбе», что «ребята эти — продолжение меня» («Мо лодым солдатам»). Вот почему, проходя во время вечерней поверки мимо солдатского строя, поэт ощущает себя не сторонним человеком среди сегодняшних воинов: В тиши, вечернею порой. Иду вдоль строя не героем, Но поверяющим тот строй И поверяемый тем строем. Прошедшие годы наложили свой отпе чаток на душу лирического героя. Это не просто память о войне — это то духовное начало, которое определяет каждый его поступок сегодня, спустя десятилетия пос ле Победы. Помню, помню это поле. Этот дом среди войны, признается лирический герой, обращаясь памятью к давней встрече. И стоим мы виновато. Будто кто-то виноват. Что она — жена солдата, И что я — как он, солдат. Средь избы стоим тревожно. По руке рукой скользя... И расстаться невозможно, И остаться, нет, нельзя... Эти воспоминания завершаются полу- вопросом: Ты прости меня, дивчина, А за что, не знаю сам! («■Помню, помню это поле...») Но лирический герой это знает, как зна ем и мы, читатели. Он просит прощения за ту вину, о которой проникновенно ска зал Александр Твардовский: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны... По этой же причине возникает перед ли рическим героем Решетникова образ погиб шего на войне друга. Он погиб много лет назад, Но и сегодня я чувствую силу. Этих его вопрошающих глаз. Вот он находит меня, догоняя. Словно бы хочет спросить наяву. Так ли я долг на земле исполняю, Так ли я думаю, так ли живу. («Памяти друга») В книге «Поверка» нельзя пройти мимо очень важного авторского признания: ...Три жизни сложились во мне: До битвы. И после, И целая жизнь на войне. («Мой век») Насколько близка эта тема поэту, видно хотя бы по тому, как она продолжается и развивается в стихах книги «Возраст». В «Письме к другу» лирический герой раз мышляет не о житейском успехе, не о том, «есть или нет почитатели»: Речь не о том. ах. совсем не о том, Ксть поважней назначение: Светит ли солнце, грохочет ли гром — Быть человеком. Не менее. Как обобщение воспринимается стихо творение «Тревога». Поначалу темой его может показаться то, что мы сухим газет ным языком называем проблемой сохра нения окружающей среды. Единой цепью связано в природе все, и нельзя не задуматься над тревожными симптомами: Где были омута — сегодня брод. Редеет лес, хоть перешли на уголь. И даже в атмосфере кислород Идет, как говорят, уже на убыль. Видя «распаханную степь, покрытую эрозии коростой», поэт делает неожидан ный и вместе с тем закономерный вывод: Такую землю брось или паши — Она мертва. Уж лучше бы дичала... Остановись, эрозия души — Иных эрозий грозное начало! Так развивается в творчестве Л. Решет никова тема человеческой души — перво причины всех причин, начала всех начал. Совесть человека, его сердце и разум предстают перед нами не как нечто лич ное и, скажем так, субъективное, мало существенное, а во всей своей огромности, ибо они определяют лицо мира. За то, чтобы этот мир был чистым и справедли вым, миллионы людей отдали свои жизни; вправе ли живущие изменить памяти пав ших? Поэт воскрешает будни войны, изобра жая их суровыми, даже беспощадно жес токими красками в стихотворении, озаглав ленном, как мне кажется, с полемической обстоятельностью и прозаичностью: «Па мятник воинам 115 Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии в Нальчике». Эта тема с большой силой звучит и в стихах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2