Сибирские огни № 08 - 1979
кризис всей феодально-крепостнической, системы в целом. Есть в книге и неточности, небрежности, искажения фамилий известных ученых, имен землепроходцев. Например, извест ного ученого XVI II века академика Г. Ф . Миллера авторы называют Мюллером (стр. 18, 23). Знаменитый землепроходец XVI I века, «камчатский Ермак», Владимир Атласов авторами почему-то назван Викто ром Атласовым (стр. 8). Гурьевский завод основан не в 1820 году, как утверждают С. В. Левченко и Д . Л. Мозесон, а в 1816 году. Причем возник он первоначально не как железоделательный, а как серебропла вильный. Значительно бы выиграла композицион ная структура книги, если бы авторы ук рупнили главы за счет объединения близ ких по содержанию разделов. М. СОРОКИН Леонид Решетников. Возраст. М., «Совет ский писатель», 1978. Леонид Решетников. Поверка. Зап.-Сиб. кн. нзд., 1978. Две книги Леонида Решетникова, вышед шие почти одновременно, состоят из но вых и, разумеется, разных стихов; у каж дой — своя тема. «Возраст» воспринимается как напряжен ный лирико-философский монолог челове ка с большим жизненным опытом. Но годы не остудили его сердца, не затуманили остроты взгляда: он чутко отзывается на все, что происходит в мире, и читатель вовлекается в круг его раздумий, входит в мир его чувств, благодарно ощущая себя обогащенным духовным опытом поэта. Свой облик и у книги «Поверка»; это — слово война-ветерана, который с высоты сегодняшнего дня вспоминает незабывае мое. Снова и снова вглядывается он в ли ца тех, кто сегодня, сменив своих пред шественников, встал под боевые знамена. И хотя каждая книга отражает разные стороны поэтического творчества Леонида Решетникова, обе они очень близки — не внешним сходством, а внутренним родст вом. Прежде всего, это родство обуслов лено единым лирическим героем, образ которого нерасторжим с личностью авто ра. Однажды, размышляя о первых стихах поэтов-фронтовиков, Л. Решетников выска зал верную и глубокую мысль — стихи «были не столько продуктом наших поэти ческих поисков, сколько исповедью перед боем...» И сегодня, читая книги Л. Решет никова, видишь — это не только стихи, но и вехи пути поколения, на долю которого выпали грозные испытания. Об этих испытаниях и повествует автор. Побудительным толчком к созданию кни ги «Поверка» послужила, по собственному признанию автора, «острая необходимость повидаться с местом, где проходила моя молодость — но не фронтовая, а еще до военная, армейская». Именно это стремле ние вернуться к дням военной молодости, к товарищам по армейским и фронтовым будням предопределило тональность и «Поверки», и «Возраста». В стихах Л. Решетникова на первый план выходит чувство, продиктованное сердцем. Можно находить высокие поэтические до стоинства в его строках, можно — столь же справедливо — отметить и отдельные просчеты, но все же главное в обеих его книгах — движение души к соратникам по службе в армии. Поэзия —движение души. Ее порыв другой душе навстречу. Может показаться, что поэт намеренно обращается в этом давнем далеке к явле ниям, которые никак не окутать поэтиче ским флером. Вот лишь несколько загла вий стихов из книги «Поверка»: «Воспоми нание в казарме», «Перед подъемом», «Пехота на марше», «На тактике», «В пол ковой столовой», «Утренняя приборка», «В полковой пекарне», «Вечерняя повер ка»... Да полно,—■подумает иной чита тель,— п о э з и я ли это? Могу не колеблись ответить: это — подлинная поэзия. Вот «Воспоминание в казарме». Суть стихотворения можно передать одной фра зой — лирический герой пришел в казарму к молодым солдатам и вспоминает зем лянку, что служила казармой ему и его сверстникам. Та полуразрушенная землян ка — рядом с казармой. Хотя это «изложение» сделано по воз можности объективно, оно у человека, не читавшего стихотворения, почти наверняка вызовет мысль: «Тут лирикой и не пахнет — это плакат». Но дело совсем не в противопоставле нии землянки сегодняшней казарме. Лирический герой, «на койке солдатской счастливо с батальоном дыша в унисон», сквозь сон видит и новую казарму, и па- ренька-дневального, с его нехитрыми за ботами. Я же, читатель, вижу не только это: я постигаю, что лирический герой счаст лив снова почувствовать себя — пусть не надолго — полноправным членом великого солдатского братства. Должно быть, он не может не вспомнить в эти минуты свои давние годы, когда все было по-другому: Вспоминаю себя, молбдого, Как дневалил я р этом полку. Ветер выл за окошком ледово. Примораживал дверь к косяку. Одно воспоминание вызывает за собой другое — как надо было отдирать эту дверь, как он, дневальный, «ледяным ан трацитом до края набивал проржавевший бидон». И нужно совсем немного, чтобы и ледяной антрацит, и проржавевший бидон сверкнули золотом поэзии. Еще один штрих, еще один оттенок чувства... Вот он: Кочергой до рассвета шуруя. До рассвета я слушал пургу... Не тоскую о том, не горюю. Просто помню. Забыть не могу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2