Сибирские огни № 08 - 1979
да изредка проезжал самосвал. Люди расходились по укрытиям, и через некото рое время мы видели, как бесшумно под нималась и начинала опадать земля, а по том долетали до нас и короткие, сдвоен ные с эхом звуки взрыва. А «налетай и подавай» началось гораздо позже, когда стали возводить саму плотину...». Мы привели столь обширную цитату еще и потому, что перед нами — типич ный образчик не самой лучшей испове дальной «молодежной» прозы. Но ныне эта проза значительно изменилась, а глав ное — изображение человека труда ни когда не было ее сильной стороной. Осо бенно очевидно это стало сегодня, когда в нашей литературе, драматургии, кино появилось немало произведений, где в острых ситуациях, крупным планом пока зан современный рабочий, инженер, руко водитель производства, герой эпохи НТР, в комплексе его деловых и нравственных качеств. С этих позиций включение в сборник «Сибирский рассказ» новеллы «Воспоми нание на Устье Илима» представляется нам явлением вчерашнего дня, снижающим художественный уровень книги. В интересно задуманном рассказе «Луч ший лоцман» известного автора Г. Горы- шина также чувствуется непрописанность образа главного героя, стремление об легчить конфликтную ситуацию, заполнить новеллу бытовыми и жанровыми сценка ми. Это тем более досадно, что писатель хорошо знает Алтай (действие рассказа происходит на реке Бии), среду речников, умеет передать нравы, склад характера старожилов, сибирский колорит. Рассказы Е. Городецкого и А . Черноусо- ва выгодно отличаю тся'от названных Выше обстоятельностью сюжетного повествова ния, психологической наполненностью об разов, остротой конфликта (особенно рас сказ «В снегах»). Но в этих рассказах есть один общий * существенный просчет: их конфликты не раз встречались, не раз бы ла подобная расстановка положительных и отрицательных персонажей. Убедиться в этом легко, если даже вкратце передать фабулу новелл. «В сне гах» — двое геофизиков пробираются по тайге, чуть не замерзли, но их удается все-таки спасти. Один из них оказывается трусом. Другой — честный, мужественный, благородный. Конечно, у них не было спи чек, конечно, трус бросает смелого. Словом, было, было, было... За исключением, по жалуй, финала. Геолог из поселка, встре тив труса, не Уочет доставлять его к кост ру — пусть хоть немного побудет в поло жении брошенного им товарища. Такой психологический штрих — доказательство того, что в старый сюжет, в разработанный конфликт необходимо вливать свежее со держание, искать неожиданный поворот, оригинальный ракурс. Женщина средних лет, начальник участка на фабрике, пре красный, душевный человек — героиня рассказа «Пустырь» А. Черноусова. Но ни как не складывается у ней семейная жизнь, а Дина так мечтает о верном спутнике, о семейном счастье, о детях. Неожиданно Дина получает предложение выйти замуж за рабочего ее же цеха, у которого умер ла жена, осиротели сыновья. Но домашне го гнезда не получилось. Дина сама «раз рушила» свою мечту, отстранив от работы пьяного подчиненного. Вероятно, такой пересказ несколько ог рубляет новеллу, однако не заметить в ней прямолинейности сюжетных ходов, лите ратурных аналогий просто невозможно. Рассказ «Чистые «хвосты» Г. Николаева — это один день директора, проведенный вне служебного кабинета, вне «гигантской шестерни» забот, которую он каждый день передвигает «еще на один зуб». День, проведенный на природе, приводит руко водителя к невеселым мыслям — не ла дится на комбинате, чужим он чувствует себя в своей семье, ощущает горький раз лад с женщиной, которой на время увлек ся. Г. Николаев создал характер крупный, нарисовал личность незаурядную , сильную, волевую. Не сгладил автор и напряжен ности, сложности проблем, стоящих перед его героем. Однако, оторвав директора от привычных обстоятельств, от этой самой «гигантской шестерни», писатель что-то существенное нарушил в своем повество вании, позволил воспринимать многое в своем герое как мимолетное, как дань настроению, сиюминутному восприятию. Нравственные искания, нравственное совер шенствование не могут быть абстрактными, не стоит и в художественном произведе нии нравственное начало отъединять от общей устремленности личности, от ее не посредственных дел и занятий. Поэтому, когда читаешь рассказ «Надя- курилка» В. Афонина о женщине с золо тыми руками и золотым сердцем, неволь но хочется, чтобы ее характер ярче про явился в необычной трудовой коллизии, чтобы писатель оттенил какие-то черты ее натуры, убедил, что такие люди не плод фантазии, а живые наши современ ники. Ю . Нагибин в последнее время реже пи шет о современности, чаще обращаясь к именам великих деятелей русской и зару бежной культуры, поэзии, музыки. Тем любопытнее его рассказ о строителях БАМа. Безусловно, в новелле «Вася, чуешь?..» есть немало точных, достоверных деталей, есть интересный образ московской девуш ки с «нестандартным» характером, которая мучительно находит общий язык с брига дой. Однако в целом рассказ оставляет ощущение, что писатель только в первом приближении познал атмосферу БАМа, что рассказ — лишь «заготовка» к более осно вательной вещи на этом материале. Тема «человек и его дело», отраженная во втором выпуске «Сибирского рассказа», несомненно, требует более масштабного выражения, обращения к горячему мате риалу, непосредственным проблемам про изводства, жизни рабочего человека. Она должна быть сильнее пронизана реалиями Сибири индустриальной, Сибири — края
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2