Сибирские огни № 08 - 1979
а книжной полки Сибирский рассказ. Второй выпуск. Зап.- Сиб. кн. изд.г 1978. В 1975 году Западно-Сибирское книжное издательство выпустило сборник «Сибир ский рассказ» (составитель — Е. Городец кий), где были собраны рассказы, создан ные на сибирском материале. Их авторы — писатели, живущие в Сибири, либо твор чески крепко связанные с ней. Читатель имел возможность встретиться в этой книге с рассказами В. Шукшина, С. Залыгина, В. Астафьева, В. Распутина, В. Лихоносова, Ю . Куранова и других из вестных писателей, с произведениями но восибирских, омских, томских, кемеров ских прозаиков. Книга «Сибирский рассказ» явила инте ресную картину развития «малого» жанра, его идейно-тематического потенциала, бо гатство стилевых поисков. Сборник давал объемное представление о земле сибир ской; магистральной темой, объединяющей рассказчиков, стала современность, герои ка созидания, а персонажи многих новелл, вместе взятых, как бы составили «группо вой портрет» сибиряка-современника, че ловека труда, чье мужество, широта на туры, упорство — неотъемлемые качества его характера. «Сибирский рассказ» состоялся как яв ление неординарное, заметное по худо жественным достоинствам, цельное по за мыслу. ...Прошло три года, и то же издательство вновь обратилось к текущей новеллистике; второй выпуск «Сибирского рассказа» про должает знакомить читателя с произведе ниями, повествующими о Сибири наших дней. Сохранился и основной костяк авторов; среди новых имен — опытный мастер рас сказа Ю . Нагибин, автор популярного ро мана «Территория» О. Куваев, чье творче ство оборвалось недавно в расцвете сил, алтайский прозаик Е. Гущин, томич В. Аф о нин, красноярец Н. Волокитин, новосибир цы А. Черноусое, Н. Самохин, Е ; Городец кий, ленинградцы Г. Горышин и Г. Никола* ев, несколько московских авторов. Во втором выпуске «Сибирского расска за» явственно ощущаются три тематиче ских направления: рассказы, представляю щие так называемую «производственную тему», новеллы, посвященные человеку и природе, и произведения, созданные на бытовом материале, в центре которых се мейные коллизии, житейские истории. Рассказы «Воспоминание на Устье Или ма» Б. Василевского, «Вася, чуешь?..» Ю . На гибина, «Лучший лоцман» Г. Горышина, «В снегах» Е. Городецкого, «Надя-курилка > В. Афонина, «Пустырь» А . Черноусова, «Чистые «хвосты» Г. Николаева воссозда ют образы рабочих, строителей-первопро- ходцев, геологов, речников, сельских механизаторов, командиров производства. Есть в этих новеллах и напряженные си туации, и случаи, связанные с риском, опасностью. Однако производственные реалии, пря мое участие героев в работе порой пере даются через воспоминания, в разговорах, в исповедальных монологах. Герои подчас показаны в выходной день, на отдыхе. За метна и тенденция перехода «производст венного» конфликта в нравственный (о чем подробнее мы скажем ниже). Безусловно, нравственные проблемы, мооально-этиче- ский аспект неотъемлемы в решении «про изводственной темы». Но при этом нельзя забывать о богатстве профессиональной жизни рабочего человека, о его социаль ной роли, многообразных связях с общест вом. Близкое прочтение некоторых рассказов убеждает, что они создавались по принци пам очерковых зарисовок — слишком обще выглядят в них характер»! персона жей, бегло передается обстановка, пере- числительно сменяются события, не ощу щается философского осмысления худо жественной коллизии, сегодняшнего дня. Так, рассказ Б. Василевского «Воспоми нание на Устье Илима» оставляет впечат ление лишь незначительных, сугубо камер ных, «монтажных» кадров несовершенной памяти лирического героя новеллы. При чем наталкиваешься на удивительно лег ковесные авторские «открытия» и «раз думья». Вот один из примеров. «В котло ване почти незаметно было движения, и я вспомнил, как поразило меня когда-то на чало строительства в Братске. Мы бурили на скале, над самым котлованом, и до тех пор мое представление о стройке связы валось с известной песней: «Как у Волги, у реки, у реки. До зари поют гудки, эх, гудки». И припев — что-то вроде: «Нале тай, подавай, не зевай!» И я ожидал, что и в Братске все должно жить и поспешать в ритме этой песни. Но в котловане было пусто: на дне его копошилась кучка людей;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2