Сибирские огни № 08 - 1979
— Не едут,— проговорил Кольцов. — Не видать,— ответил солдат с бельмом. Рабочие «сдали, чтоб загоборил Кольцов. Кольцов, закинув удвчку, терпеливо ждал. — А что, барин? — начал, наконец, солдат.— Сомневаются ребята: маловато, бают. Вот гривенник, толкуют, так, пожалуй бы, послужили бы... Устал, будет. Крепко целую тебя, деток. Твой любящий Ника. Ж ду известия и заботы об обоюдном здоровье. П РИМ ЕЧ А Н И Я К письму 1 1 Михайловский Константин Яковлевич — начальник работ по строительству Самаро- Златоустовской железной дороги. 2 Очевидно, имеется в виду инженер С-тарженецюий-Лаппо Григорий Павлович. К письму 2 1 Письмо послано Гариным-Михайловским с постройки -спроектированного им горного тоннеля, куда он прибыл в 1888 г. в качест ве начальника участка, где до лета 1890 г. проживала с ним и семья. 2 Имени и отчества инженера Эрина уста новить не удалось. 3 Ядвига Эдуардовна — очевидно, жена инженера Коноша Петра Ильича. 1 Сим — река в Уфимской области, при ток реки Белой. 6 Моисеенко — инженер путей сообщения, 6 Вентцель Екатерина Павловна — жена Александра Николаевича Вентцеля (Венце ля) (р. -в 1854 г.). Вентцель был товарищем Гарина-Михайловского и по институту, и по службе. В 1885 г. он принимал, участие (в качестве начальника дистанции) в изыска ниях Самаро-Уфимской железной дороги. В 1887 г. получил назначение на Уфа-Зла- тоустовскую железную дорогу производите лем работ по сооружению моста через реку, Уфу. Гарин-Михайловский жил у Вентцелей в Кропачеве. К -письму 3 1 Очевидно, речь идет о жене инженера Виктора Николаевича Жукова. 2 Будагов Григорий Моисеевич — штатный инженер Министерства путей сообщения. 3 Залусский Станислав] Фаб[ианович) — штатный инженер Министерства путей со- обшеяия, начальник Гарина-Михайловского по постройке Самаро-Златоустовской желез ной дороги. 4 Имени и отчества инженера Берга уста новить не удалось. -К письму 4 1 Имеются в виду изыскания на участке Златоуст — Челябинск, который, как говори лось ранее, уже являлся -началом Великой сибирской магистрали. 2 Н. Г. Михайловский сравнивает свои изыскания с Ахал-Текинокими экспедиция ми — военными действиями русских войск в 70—80-х годах XIX века в Туркмении с целью завоевания Ахал-Текинского оазиса. Проходили они в сложных условиях: труд ности с транспортом в безводной степи, из нурительные переходы, непривычно жаркий климат, недостаток продовольствия. К письму 5 1 Письмо написано с постройки Западно- Сибирского участка Великого сибирского пути, в которой Н. Г. Михайловский принял участие с весны 1891 г. 2 Стружский, Стримович Иосиф, Бергама- [нский], Сушкин — очевидно, инженеры из изыскательской партии Н. Г. Михайловско го. 3 Мержеевский Антон—инженер путей со общения. К письму 6 Имеется в виду император Николай I. во времена царствования которого Россия находилась в состоянии социально-экономи ческой отсталости. 2 Конец письма отсутствует. К письму 7 ' Кабинетские земли — это земли, кото рые являлись собственностью царской фа милии и находились в Управлении Кабине та его Имп. Величества. В Сибири они зани мали 67,8 млн. га. С 1865 г. было разреше но переселение на эти земли. 2 Имеется в виду старший сын Александ ра III Николай II — последний российский император. В план , образовательной про граммы наследника цесаревича входило оз накомление на месте с различными областя ми России. 3 Воспитанный с детства в обстановке верноподданного служения царю, Гарин- Михайловский под влиянием постепенного ознакомления с неустроенной русской дей ствительностью того времени во всех ее сферах придет в конечном итоге к отрица нию самодержавия и будет приветствовать революцию ,1905 года. К письму 8 > Кольцов — главный герой одного из ран них рассказов Гарина-Михайловского «Ва риант». Публикация и примечания И. М. ЮДИНОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2