Сибирские огни № 08 - 1979
только крестьян центральных областей ственного жизненного опыта изображать России, но и этого громадного края, одна- действительную жизнь. ко картина здесь была более разительная. . Упомянутое письмо можно считать одним Но и в Сибири, как и в европейской части из первоначальных . набросков будущих России, Гарин-Михайловский увидел не «Инженеров». только пропадающую даром силу, а и за- Наброски будущих произведений содер- лог грядущих изменений — свободолюби- жатся и в более ранних письмах, в том чис- вые настроения тружеников разных нацио- ле в письмах с постройки Уфа-Златоус- нальностей, населяющих Сибирь, стремле- товской дороги. Так, в письмах от 5 и 14 ние их к правде и справедливости, к воль- июля за 1890 год имеются фрагменты неза- ной волюшке, нарастание протеста против вершенной повести «Лешее болото» из угнетателей. В письмах с большой симпа- жизни горнозаводского Урала (на'блюда- тией обрисованы образы людей из наро- ются текстуальные совпадения), да: крестьян и рабочих-иэыскателей. Публикуемые письма интересны также Все свои многочисленные сибирские впе- тем, что они помогают проследить идейную чатления, отраженные в письмах с дороги эволюцию Гарина-Михайловского. Вся пер- и с места изысканий, Гарин-Михайловский вая половина сознательной жизни писателя воплотил затем в ряде произведений о Си- была отмечена поисками путей к прекрас- бири, в частности, в очерках «Карандашом ному историческому будущему России, в с натуры. По Западной Сибири» (1894). наступление которого он горячо верил. К письмам из Сибири восходит и замысел Письма свидетельствуют о его глубоком повести «Инженеры». Как показывает со- разочаровании в народничестве и о его держание этих писем и особенно со- трезвом взгляде на современную ему дей- держание письма от 22 июня 1891 года, ра- ствительность, что позднее и привело его зорвав на куски рукопись рассказа «Ва- в марксистский лагерь. риант», правильную оценку которому не Письма публикуются по автографам смогли дать его слушатели-инженеры, Га- ИРЛИ. В недатированных письмах установ- рингМихайловский,- однако, не расстался со ленная или предполагаемая дата, а также своим героем, а решил попробовать писать место написания, если оно не указано са- «как бы о Кольцове, описывая действитель- мим Гариным-Михайловским, даются в ло- ную жизнь». маных скобках. В ломаные скобки заклю- Публикуемое письмо от 22 июня, как и чены и восстановленные или дополненные рассказ «Вариант», является важным доку- части слов в сокращенных или недописан- ментом для уяснения истоков и характера ных словах. творчества писателя. В нем сформулиро- Многоточием в ломаных скобках обозна- ваны основные установки его художествен- чен пропуск текста, носящего частный, ин- ного метода, проявившиеся уже в первых тимный характер. литературных опытах и определившие ха- Знаки препинания расставлены в соот- рактер его последующих произведений, а ветствии с современными правилами рус- именно: через изображение данных соб- ского языка. И. ЮДИНА 1 г 13 июня 1887 г. [Усть-Катава] Счастье мое дорогое, Надюрка! [...] Я почти ничего не писал тебе о своих изысканиях. Первая часть намеченной мною программы еще зимой исполнилась — я уничтожил бесполезный и бессмысленный тоннель, сделав сокращение до миллиона. Теперь дело за второю частью програм мы — устроить тоннель там, где ему надлежит быть, т. е. на перевале Сулеи, с сокра щением 10 верст линии. Ты, вероятно, помнишь, я тебе говорил об этом вариянте. Вви ду твоей болезни я думал было 2-ю часть не приводить в исполнение, но теперь, полу чив от тебя разрешение остаться подольше, я только жду Михайлов [ско го ]4, чтобы предложить ему, и, вероятно, он согласится. Эта задача труднее первой. Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большими глазами. А мне смешно: так мало надо, чтобы все это делать — побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому неведомые, ни на каких картах не обозначенные ходы и проходы, * пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2