Сибирские огни № 08 - 1979
Несмотря на всю очевидность выгоды предложенного варианта, инженеру-нова- тору пришлось выдержать суровую борьбу с косностью и рутиной непосредственного начальства и инженерного ведомства и про явить немало мужества и упорства в про ведении своего плана в жизнь. «Только благодаря настойчивости Николая Георгие вича,— рассказывала впоследствии Н. В. Ми хайловская,— поставившего вопрос о своей отставке в случае, если проект будет от вергнут, он в этой борьбе остался побе дителем». Отраженная в письмах к жене история разработки варианта и проведения его в жизнь послужила темой для одного из первых художественных произведений Га рина-Михайловского — рассказа «Вариант». Строительство Самаро-Златоустовской железной дороги было закончено в сен тябре 1890 года. В Златоусте по случаю прибытия первого поезда из Уфы состоя лись торжества, на которых Гарин-Михай ловский выступил с речью. Последующие письма написаны уже не посредственно с постройки Великой сибир ской трассы. Осенью 1890 года, сразу же по заверше нии строительства Уфа-Златоустовской же лезной дороги, Гарин-Михайловский присту пает к изысканиям на участке Златоуст — Челябинск, который являлся началом Ве ликой сибирской магистрали. Ценой огром ного напряжения он в кратчайший срок проводит все полевые работы. В письме от 1 октября 1890 года, сообщая об их окон чании, он говорит о необыкновенных труд ностях этих изысканий, приумноженных не настной погодой и срочностью работ. Весной следующего года Гарин-Михай-* ловский был назначен начальником партии по производству изысканий Западно-Си бирского участка Великого сибирского пути. Постройка сибирской дороги началась одновременно от Челябинска и Владивос тока. Гарин-Михайловский должен был сде лать изыскания и разведку трассы на участ ке Челябинск — Обь. В двадцатых числах июня его изыска тельская партия появилась на левом берегу Оби. На изысканиях будущей Сибирской трассы Гарин-Михайловский провел все лето 1891 года, большую часть времени на ходясь в полевых условиях и лишь нена долго приезжая для обработки поисковых материалов в Челябинск, где размещалось управление Западно-Сибирской дороги. Работа и на этот раз проходила в слож нейших условиях. Но Гарин-Михайловский и здесь показал свой изумительный талант изыскателя. Им был разработан наиболее выгодный вариант железнодорожной ли нии. Позднее в 'св о и х очерках, в основу которых легли дневниковые записи, писа тель расскажет, что ему удалось на 160- верстном протяжении реки Оби найти са мое узкое место разлива у старинного се ления Кривощеково, расположенного на ле вом берегу. «У Колывани,— писал он,— где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки — 12 верст, а здесь 400 — сажен. Изменение первоначального проекта — моя заслуга, и я с удовольстви ем теперь смотрю, что в постройке наме ченная мною линия не изменена». Несмотря на явную целесообразность вы двинутого Гариным-Михайловским проекта пересечения железной дорогой реки Оби у села Кривощеково, его автору пришлось затратить много сил и энергии, чтобы от стоять и этот свой вариант. Особенно со противлялись томские купцы и поддержи вающие их местные газеты. «Заведуя в этом районе участком сибирских изыска ний,— вспоминает позднее Гарин-Михай ловский в упомянутых очерках,— я навлек на себя тогда гнев томских газет за то, что провел магистраль не через Томск, огра ничившись веткой к нему. Но дело в том, что ветка вышла короче удлинения ма гистрали, если бы она прошла через Томск». Основанный им тогда на берегу Оби по селок изыскателей положил начало буду щей «столице Сибири» — Новосибирску. Как известно, упомянутый проект вместе с Гариным-Михайловским отстаивал выдаю щийся ученый, директор Геологического комитета (впоследствии президент Акаде мии наук СССР) Александр Петрович Кар пинский, сыгравший большую роль в его реализации. Пристально наблюдая во время своих изысканий, пореформенную жизнь в раз личных губерниях и областях России. Га рин-Михайловский видел ее, по его словам, «ясно, и отчетливо, и объективно». Он ви дел, что отмена крепостного права не при несла народу избавления от нужды, униже ний и надругательства. Многочисленные впечатления невольно просились на бума гу. Чувствуя органическую потребность по делиться своими наблюдениями, Гарин-Ми хайловский завел дневник. Своими разно образными наблюдениями и сделанными из них выводами он неизменно делился и с женой в письмах к ней. Письма 80-х — начала 90-х гг. заполнены описаниями картин и сцен из жизни наро да в изменившихся условиях. Некоторые из этих писем как бы превращались в неболь шие очерки и рассказы, из которых потом писатель черпал сюжеты для будущих своих произведений. По справедливому за мечанию критика Ф . Д . Батюшкова, Гарин в отличие от многих писателей интересен именно тем, что «литература была для не го не целью в себе, а средством сообщить свой жизненный опыт». Гарин-Михайловский, по-хозяйски озабо ченный судьбами этого богатейшего края, его настоящим и будущим, очень внима тельно присматривался во время своих изысканий к экономике, культуре, быту и нравам живущих на его территории наро дов, старался понять специфику Сибири. За «наружной», так сказать, Сибирью, ко торая на виду, он скоро разглядел «вторую Сибирь» — коренную («коренные жители , купцы и крестьяне»), со всеми ее противо речиями. Он воочию убедился, что поло винчатая реформа 1861 года довела до крайней степени нищеты и одичания не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2