Сибирские огни № 08 - 1979

Несмотря на всю очевидность выгоды предложенного варианта, инженеру-нова- тору пришлось выдержать суровую борьбу с косностью и рутиной непосредственного начальства и инженерного ведомства и про­ явить немало мужества и упорства в про­ ведении своего плана в жизнь. «Только благодаря настойчивости Николая Георгие­ вича,— рассказывала впоследствии Н. В. Ми­ хайловская,— поставившего вопрос о своей отставке в случае, если проект будет от­ вергнут, он в этой борьбе остался побе­ дителем». Отраженная в письмах к жене история разработки варианта и проведения его в жизнь послужила темой для одного из первых художественных произведений Га­ рина-Михайловского — рассказа «Вариант». Строительство Самаро-Златоустовской железной дороги было закончено в сен­ тябре 1890 года. В Златоусте по случаю прибытия первого поезда из Уфы состоя­ лись торжества, на которых Гарин-Михай­ ловский выступил с речью. Последующие письма написаны уже не­ посредственно с постройки Великой сибир­ ской трассы. Осенью 1890 года, сразу же по заверше­ нии строительства Уфа-Златоустовской же­ лезной дороги, Гарин-Михайловский присту­ пает к изысканиям на участке Златоуст — Челябинск, который являлся началом Ве­ ликой сибирской магистрали. Ценой огром­ ного напряжения он в кратчайший срок проводит все полевые работы. В письме от 1 октября 1890 года, сообщая об их окон­ чании, он говорит о необыкновенных труд­ ностях этих изысканий, приумноженных не­ настной погодой и срочностью работ. Весной следующего года Гарин-Михай-* ловский был назначен начальником партии по производству изысканий Западно-Си­ бирского участка Великого сибирского пути. Постройка сибирской дороги началась одновременно от Челябинска и Владивос­ тока. Гарин-Михайловский должен был сде­ лать изыскания и разведку трассы на участ­ ке Челябинск — Обь. В двадцатых числах июня его изыска­ тельская партия появилась на левом берегу Оби. На изысканиях будущей Сибирской трассы Гарин-Михайловский провел все лето 1891 года, большую часть времени на­ ходясь в полевых условиях и лишь нена­ долго приезжая для обработки поисковых материалов в Челябинск, где размещалось управление Западно-Сибирской дороги. Работа и на этот раз проходила в слож­ нейших условиях. Но Гарин-Михайловский и здесь показал свой изумительный талант изыскателя. Им был разработан наиболее выгодный вариант железнодорожной ли­ нии. Позднее в 'св о и х очерках, в основу которых легли дневниковые записи, писа­ тель расскажет, что ему удалось на 160- верстном протяжении реки Оби найти са­ мое узкое место разлива у старинного се­ ления Кривощеково, расположенного на ле­ вом берегу. «У Колывани,— писал он,— где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки — 12 верст, а здесь 400 — сажен. Изменение первоначального проекта — моя заслуга, и я с удовольстви­ ем теперь смотрю, что в постройке наме­ ченная мною линия не изменена». Несмотря на явную целесообразность вы­ двинутого Гариным-Михайловским проекта пересечения железной дорогой реки Оби у села Кривощеково, его автору пришлось затратить много сил и энергии, чтобы от­ стоять и этот свой вариант. Особенно со­ противлялись томские купцы и поддержи­ вающие их местные газеты. «Заведуя в этом районе участком сибирских изыска­ ний,— вспоминает позднее Гарин-Михай­ ловский в упомянутых очерках,— я навлек на себя тогда гнев томских газет за то, что провел магистраль не через Томск, огра­ ничившись веткой к нему. Но дело в том, что ветка вышла короче удлинения ма­ гистрали, если бы она прошла через Томск». Основанный им тогда на берегу Оби по­ селок изыскателей положил начало буду­ щей «столице Сибири» — Новосибирску. Как известно, упомянутый проект вместе с Гариным-Михайловским отстаивал выдаю­ щийся ученый, директор Геологического комитета (впоследствии президент Акаде­ мии наук СССР) Александр Петрович Кар­ пинский, сыгравший большую роль в его реализации. Пристально наблюдая во время своих изысканий, пореформенную жизнь в раз­ личных губерниях и областях России. Га­ рин-Михайловский видел ее, по его словам, «ясно, и отчетливо, и объективно». Он ви­ дел, что отмена крепостного права не при­ несла народу избавления от нужды, униже­ ний и надругательства. Многочисленные впечатления невольно просились на бума­ гу. Чувствуя органическую потребность по­ делиться своими наблюдениями, Гарин-Ми­ хайловский завел дневник. Своими разно­ образными наблюдениями и сделанными из них выводами он неизменно делился и с женой в письмах к ней. Письма 80-х — начала 90-х гг. заполнены описаниями картин и сцен из жизни наро­ да в изменившихся условиях. Некоторые из этих писем как бы превращались в неболь­ шие очерки и рассказы, из которых потом писатель черпал сюжеты для будущих своих произведений. По справедливому за­ мечанию критика Ф . Д . Батюшкова, Гарин в отличие от многих писателей интересен именно тем, что «литература была для не­ го не целью в себе, а средством сообщить свой жизненный опыт». Гарин-Михайловский, по-хозяйски озабо­ ченный судьбами этого богатейшего края, его настоящим и будущим, очень внима­ тельно присматривался во время своих изысканий к экономике, культуре, быту и нравам живущих на его территории наро­ дов, старался понять специфику Сибири. За «наружной», так сказать, Сибирью, ко­ торая на виду, он скоро разглядел «вторую Сибирь» — коренную («коренные жители , купцы и крестьяне»), со всеми ее противо­ речиями. Он воочию убедился, что поло­ винчатая реформа 1861 года довела до крайней степени нищеты и одичания не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2