Сибирские огни № 08 - 1979
П И С Ь М А Н. Г. ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО В «Сибирских огнях» уже публиковались письма Гарина-Михайловского к жене — На дежде Валериевне Михайловской. В 12-м номере журнала за 1966 год были напеча таны «Письма одного года», относящиеся к 1892 году, напряженнейшему периоду жизни и творчества Гарина-Михайловского. В 1970 году, также в 12-м номере, были на печатаны «Письма Н. Г. Гарина-Михайлов ского с Дальнего Востока» (1904—1906 гг.), связанные с его участием в русско-япон ской войне в качестве военного корреспон дента и инженера. Настоящая публикация возвращает чи тателя к 1886— 1891 годам — началу твор ческого пути Гарина-Михайловского. Это было время изысканий и постройки Уфа- Златоустовской железной дороги и подго товительных работ по сооружению Вели кого сибирского пути; вместе с тем это было время формирования его как писа теля. Публикуемые письма интересны не толь ко в биографическом плане. Они дают бо гатый материал о социально-экономической жизни Урала и Сибири в те годы, об усло виях, в которых сооружались названные дороги. Из писем вырисовывается также обаятельная личность их автора — инжене- ра-новатора, страстного борца за техни ческий прогресс, пламенного патриота сво ей Родины, заботящегося о ее благе и бла ге народа. Наконец, письма показывают Гарина-Михайловского как доброго, отзыв чивого человека, как любящего мужа и от ца. Кроме того, публикуемые письма инте ресны в плане творческой истории ряда его художественных произведений. Письма 1, 2, 3-е связаны с постройкой Самаро-Златоустовской железной дороги (1886— 1890). Назначение на постройку этой дороги Гарин-Михайловский получил весной 1886 года. Протяженность всей Самаро-Злато устовской дороги составляла 751 версту. Гарину-Михайловскому был поручен Уфа- Златоустовский участок, являвшийся на чальным пунктом будущей Великой сибир ской трассы. Он должен был произвести изыскания и составить проект. Нет выше счастья, как работать на славу своей Отчизны. Н. Г а р ин . Самаро-Златоустовская железная доро га впервые в России строилась государст вом, казной, и молодой 34-летний инженер приступил к работе на вверенном ему участке с особенной энергией, так как на деялся, что при казенном способе строи тельства не будут иметь место хищения и злоупотребления, наблюдавшиеся им на частных постройках, и уже ничто не поме шает ему служить общественной пользе. Связывая постройку железных дорог с будущим расцветом и могуществом своей Родины, он мечтал покрыть страдающую от бездорожья страну широкой сетью же лезных дорог, так необходимых ей не толь ко в экономическом, но и в военном и по литическом отношениях. «Безопасность, за щита государства, административные удоб ства,— писал Гарин-Михайловский в одной из своих статей 80-х годов, посвященных железнодорожному строительству, — пря мо пропорциональны количеству дорог дан ного государства». Сознавая насущную не обходимость быстрейшего развития желез нодорожной сети в России, он предлагал делать этог путем эконрмии и удешевления постройки. Удешевления, по мнению Гари на-Михайловского, можно было добиваться как за счет сокращения длины линии, раз работки наиболее выгодных ее вариантов, так и за счет внедрения новых, более со вершенных методов строительства. Эти идеи он успешно осуществлял в собствен ной практической деятельности. Порученный ему участок дороги прохо дил по пересеченной гористой местности, однако он блестяще справился с задачей. Он «уничтожил бесполезный и бессмыслен ный тоннель» и разработал вариант, по ко торому предусматривалась прокладка тон неля «там, где ему надлежит быть, т е. на перевале Сулеи» — одном из самых труд нопроходимых мест, что намного сокраща ло ранее намеченную изыскателями длину линии строящейся дороги и давало огром ную экономию казне. В письмах с места работ, полный радост ного возбуждения, Гарин-Михайловский увлеченно рассказывал жене об этих своих успехах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2