Сибирские огни № 08 - 1979

Из барнаульских' студийцев, представ­ ленных в молодежной, книге, наиболее зрелым выглядит Виталий Марчук — автор рассказа «Погашение». Счастливо найден­ ный им острый сюжет позволяет автору через одно событие — утерю облигаций старого займа — затронуть серьезные нравственные «проблемы. В суете этой вы­ плескивается наружу все ветхое и темное, что покоилось в «благополучной» с^мье бывшего плотника и землекопа Федора Лобко,— подозрительность, своекорыстие, душевная черствость. Ф едор прожил трудную и как будто достойную честного рабочего человека жизнь. И Ксения, жена его, всю жизнь ря­ дом, безропотно делит с ним все тяготы. Только не было в их жизни сколько-ни­ будь высокого духовного настроя, чего-то большего, чем желание прожить благопо­ лучно очередной день. И это лучше дру­ гих чувствует Виктор — сын Федора. Од­ нако его беда в том, что он не сумел подняться над бытом, вырваться из без­ духовной атмосферы, где люди «ели, пи­ ли, спали, ходили в гости, принимали их у себя», где «все текло мимо, мимо, не радуя, не огорчая». Его робкие попытки выскочить из этого скудного быта, «слег­ ка распрямиться», его «слабые ростки бун­ та» заканчивались безрезультатно. И не­ глупый парень, к которому люди даже постарше обращались за советами, неза­ метно примирился, «как-то погас», вжился в общий семейный климат. Случай с облигациями, как зарево по­ жарного огня, неожиданно проясняет Вик­ тору, да и родителям его, всю отврати­ тельность их спокойной, размеренной жизни. Он уходит из дому. Финал расска­ за построен так, что верится— и в доме что-то должно перемениться, и здесь урок «погашения» не прошел зря. Как видим, рассказ сколочен крепко, конфликты и события пропитаны серьез­ ной мыслью. Значит ли сказанное, что все в «Погаше­ нии» безупречно? На мой взгляд, недостаточно продумано начало рассказа. Вот первый обзац: «Таблица погашения облигаций сорок восьмого года была помещена в «Изве­ стиях» за 21 декабря. Лобко ц его жена были в гостях, когда принесли газету. Ну, наконец-то! Вечер скомкался, хозяевам не терпелось проверить облигации, да и гости заспешили...» Таблице погашения с первых строк придается чуть ли не все­ ленский Характер. Все это было бы умест­ но, может быть, в сатирическом рассказе, где законы жанра позволяют любое сгу­ щение и заострение. Но «Погашение» — рассказ нравственно-психологический, и здесь такая нарочитость кажется неестест­ венной. Заметен в рассказе и более элементар­ ный просчет. Слова «Ну, наконец-то!» за­ ставляют думать, что появление таблицы всеми ожидалось давно и с огромным нетерпением. /Но в таком случае необъяс­ нимо все дальнейшее: почему в семье Лобко так небрежно обошлись с облига­ циями, почему их давно куда-то засунули и не могут найти? Попадаются языковые неточности. Вот одна: «Встала медленно, словно враз со­ старившись, как умеют только женщины...» Слово «умеют» здесь неточно. Уметь — глагол, означающий обладать какими-то навыками, способностью делать что-то. «Враз состариться» можно лишь однажды, здесь навыки исключаются. Тонкая наблюдательность, своя интона­ ция присущи коротким рассказам Евгения Гаврилова — студента Алтайского универ­ ситета. Они как бы выхватывают из семей­ ного быта небольшие эпизоды и освеща- ют их светом мягкой и доброй иронии. Его герои — школьники, подростки с едва просыпающимся чувством влюбленности, поставленные в сложные отношения с ми­ ром взрослых. Можно, разумеется, упрекнуть автора в мелкотемье, в ограниченности круга его интересов. Но не справедливее ли будет порадоваться его неброскому, но точному письму, умению проникнуть в душевный мир подростка, столь сложный и часто не­ доступный взрослому, стремлению заста­ вить задуматься над причинами рани­ мости и душевной сумятицы человека того возраста, когда только завязывается ха­ рактер? Не столь уж малая эта тема. О значительности этой темы свидетель­ ствует и помещенная в альманахе поэма Леонида Мерзликина «Дело пятое» — то­ же о первой любви. Поэма требует от­ дельного, не укладывающегося в рамки нашего обзора разговора. Замечу только, что поэт сумел рассказать здесь трога­ тельную историю о первом глубоком чув­ стве, разбитом, но все же не побежден­ ном. Возвращаясь к молодым, следует ска­ зать, что в номере довольно широко пред­ ставлена их поэзия. Подборки стихов Вла­ димира Соколова, Людмилы Козловой, Юсуфа Созарукова, Михаила Анохина — это и свежие голоса, и интересные твор­ ческие поиски. Восьмистрочная миниатюра Юсуфа Со­ зарукова «Мой край родной» выполнена так чисто и звучит так верно, что за нее, кажется, можно простить молодому поэту слабость некоторых других его стихотво­ рений. Вот оно полностью: Мой край родной! Я одного в себе не понимаю,— того, что, горец истинный и сын своей земли, когда я дома —родины порой не замечаю... И задыхаюсь без нее, когда она вдали. В океане стихов о Родине эта капля не окажется лишней,, она прибавляет что-то очень верное к тому, что уже сказано. Разумеется, не все у начинающего' поэта, как, впрочем, и у всех его молодых со­ братьев, «чистое золото», есть строки проходнЫе, есть неуклюжие: Путь наш недолгий земной вмиг обернется струной...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2