Сибирские огни № 08 - 1979

гаты», «теплоэлектроцентраль», «парона- греватели», «целлюлозно-бумажный комп­ лекс», БКЗ 420-140-5, 420-140ПТ-2... Однако пробравшийся сквозь этот плот­ ный заслон тяжеловесной лексики чита­ тель найдет в очерке Н. Павлова небезын­ тересные наблюдения и размышления о работе молодых инженеров-конструкто- ров, участвующих в освоении «неблаго­ дарно-трудных, но дешевых и перспек­ тивных» угольных бассейнов Сибири — Экибастузского и Канско-Ачинского. Осо­ бенно удачно написаны страницы, расска­ зывающие, как молодой инженер Алек­ сандр Теренин становится руководителем группы. «Меняет ли новая должность че­ ловека?» — спрашивает автор. -И стремит­ ся показать, как происходит превращение рядового работника в руководителя, как исконно присущие ему человеческие чер­ ты и качества приобретают новое напол­ нение. Например, его ироничность: «И чув­ ствует Александр Теренин, что надобно... поменьше воли давать привычной иронич­ ности. Ведь ирония теперь действует на человека не сбоку, а сверху...» Тут все интересно и, как говорил А. Твардовский: «все понятно, все на русском языке». Очерк В. Королева «Школа Николая Ростовцева» будет, видимо, с интересом прочитан членами этой бригады и их то­ варищами по профессии В нем дан впол­ не компетентный анализ методов и прие­ мов работы передовой бригады лесорубов, путей, которыми они идут к достижению производственных рекордов. Но статья эта, наверное, очень уместная в журнале ведомственном, на страницах литературно­ го альманаха выглядит необязательной. Она и стилистически не поднимается над уровнем рядового газетного репортажа. Немало полезной информации о болга­ ро-советских связях содержится в очерке Виктора Сапова «Под звездами Балкан­ скими». Автор много видел, много записал. Но отсутствие проблемности и того, что мы условно назвали «сюжетностью», раз­ мывает тематические и жанровые границы произведения. То оно выглядит путевым очерком, то историческим, то экономиче­ ским, то просто газетным отчетом, за­ урядной информацией. Так, в заключи­ тельной главе, поэтически озаглавленной «Путеводная звезда», сообщается: «За успехи в соревновании кооператив, удо­ стоен переходящего Красного знамени Совета Министров НРБ и болгарских проф­ союзов. Приняты повышенные обязатель­ ства по достойной встрече XI съезда БКП. Регулярно подводятся итоги трудового соперничества, хорошо поставлена глас­ ность, сравнимость результатов соревно­ вания». Невольно возникает вопрос: не из констатирующей ли части резолюции проф­ союзного собрания все это выписано? При всей ограниченности «площади» «Алтай» находит возможность из номера в номер публиковать молодых авторов. Более того, в одном номере большой раз­ дел назван: «Бийскому литобъединению 40 лет», а другой номер целиком отдан творчеству членов литеоатурных объеди­ нений края и барнаульской литературной студии. Он открывается редакционным на­ путствием, где доброжелательно говорится о работе ' профессиональных писателей края с «начинающими собратьями по пе­ ру», о постоянном поиске новых дарова­ ний, о сложностях и трудностях, неизбеж­ ных в этом деле. Может быть, не следовало только предварять читательское впечатление оценками публикуемых- авто­ ров. Про одного говорится, что его отли­ чает «правдивость, изобразительность, не­ стандартность художественных средств», про другого, что в его произведении «при­ сутствует реальная жизнь с ее конфлик­ тами, с горестями и радостями», а язык «лаконичен и точен». Не лучше ли предо­ ставить читателю возможность самому, без подсказки, судить о достоинствах пуб­ ликуемых материалов? Самая крупная вещь молодежного но­ м е р а— повесть Валерия Слободчикова «Окнами на солнце». О ней в редакцион­ ной статье говорится весьма сдержанно. Отмечается, что автору «удача в этой ра­ боте не всегда сопутствовала». Но общий вывод обнадеживает: «...повесть, несом­ ненно, интересна и поставленными в ней нравственными проблемами, и точными наблюдениями, увиденными в жизни дета­ лями». Все это в известной мере верно. Только у меня после прочтения повести не сложилось впечатления, что автор, как утверждают редакторы, «пытается продол­ жать и развивать традиции той, получив­ шей широкое читательское признание, группы писателей, которую в критике условно называют писателями-деревенщи- ками». Хотя действие ее происходит в де­ ревне Зятьки и ге р о й— тракторист Инно­ кентий, Кеша. Суть в том, что актуальные проблемы села, отличающие лучшие кни­ ги «деревенщиков», как-то проходят сто­ роной в повести, и ее конфликт мог бы с неменьшим успехом развернуться и в любом малом или большом городе, в на­ ше или другое время. Беда Кеши — хро­ мота, полученная от несчастного случая,— развивает в нем своеобразный комплекс неполноценности, вырабатывает тот ' тип сознания, который раньше называли ин­ теллигентской рефлексией. И он никак не в состоянии открыться в своем чувстве женщине, которая недвусмысленно, всем своим поведением выражает готовность идти ему навстречу, используя при этом иногда довольно рискованные приемы: «...решила поиграть с Кешей, влюбить в се­ бя... пококетничать с ним», «...не она ли бесстыдно растелешилась, сама позва­ ла...» Завершается этот отнюдь не дере­ венский роман обнадеживающей перспек­ тивой: «Пора и мне мужиком быть, а не пацаном сопливым!» — решает Кеша. Толь­ ко к судьбам деревни этот благополучный финал никакого отношения не имеет. Хо­ тя, по всему заметно, деревню 8. Слобод- чиков знает, и наблюдений у него немало, и вкус к слову есть. Нет еще умения орга­ нически слить частное, личное с общим.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2