Сибирские огни № 08 - 1979
гаты», «теплоэлектроцентраль», «парона- греватели», «целлюлозно-бумажный комп лекс», БКЗ 420-140-5, 420-140ПТ-2... Однако пробравшийся сквозь этот плот ный заслон тяжеловесной лексики чита тель найдет в очерке Н. Павлова небезын тересные наблюдения и размышления о работе молодых инженеров-конструкто- ров, участвующих в освоении «неблаго дарно-трудных, но дешевых и перспек тивных» угольных бассейнов Сибири — Экибастузского и Канско-Ачинского. Осо бенно удачно написаны страницы, расска зывающие, как молодой инженер Алек сандр Теренин становится руководителем группы. «Меняет ли новая должность че ловека?» — спрашивает автор. -И стремит ся показать, как происходит превращение рядового работника в руководителя, как исконно присущие ему человеческие чер ты и качества приобретают новое напол нение. Например, его ироничность: «И чув ствует Александр Теренин, что надобно... поменьше воли давать привычной иронич ности. Ведь ирония теперь действует на человека не сбоку, а сверху...» Тут все интересно и, как говорил А. Твардовский: «все понятно, все на русском языке». Очерк В. Королева «Школа Николая Ростовцева» будет, видимо, с интересом прочитан членами этой бригады и их то варищами по профессии В нем дан впол не компетентный анализ методов и прие мов работы передовой бригады лесорубов, путей, которыми они идут к достижению производственных рекордов. Но статья эта, наверное, очень уместная в журнале ведомственном, на страницах литературно го альманаха выглядит необязательной. Она и стилистически не поднимается над уровнем рядового газетного репортажа. Немало полезной информации о болга ро-советских связях содержится в очерке Виктора Сапова «Под звездами Балкан скими». Автор много видел, много записал. Но отсутствие проблемности и того, что мы условно назвали «сюжетностью», раз мывает тематические и жанровые границы произведения. То оно выглядит путевым очерком, то историческим, то экономиче ским, то просто газетным отчетом, за урядной информацией. Так, в заключи тельной главе, поэтически озаглавленной «Путеводная звезда», сообщается: «За успехи в соревновании кооператив, удо стоен переходящего Красного знамени Совета Министров НРБ и болгарских проф союзов. Приняты повышенные обязатель ства по достойной встрече XI съезда БКП. Регулярно подводятся итоги трудового соперничества, хорошо поставлена глас ность, сравнимость результатов соревно вания». Невольно возникает вопрос: не из констатирующей ли части резолюции проф союзного собрания все это выписано? При всей ограниченности «площади» «Алтай» находит возможность из номера в номер публиковать молодых авторов. Более того, в одном номере большой раз дел назван: «Бийскому литобъединению 40 лет», а другой номер целиком отдан творчеству членов литеоатурных объеди нений края и барнаульской литературной студии. Он открывается редакционным на путствием, где доброжелательно говорится о работе ' профессиональных писателей края с «начинающими собратьями по пе ру», о постоянном поиске новых дарова ний, о сложностях и трудностях, неизбеж ных в этом деле. Может быть, не следовало только предварять читательское впечатление оценками публикуемых- авто ров. Про одного говорится, что его отли чает «правдивость, изобразительность, не стандартность художественных средств», про другого, что в его произведении «при сутствует реальная жизнь с ее конфлик тами, с горестями и радостями», а язык «лаконичен и точен». Не лучше ли предо ставить читателю возможность самому, без подсказки, судить о достоинствах пуб ликуемых материалов? Самая крупная вещь молодежного но м е р а— повесть Валерия Слободчикова «Окнами на солнце». О ней в редакцион ной статье говорится весьма сдержанно. Отмечается, что автору «удача в этой ра боте не всегда сопутствовала». Но общий вывод обнадеживает: «...повесть, несом ненно, интересна и поставленными в ней нравственными проблемами, и точными наблюдениями, увиденными в жизни дета лями». Все это в известной мере верно. Только у меня после прочтения повести не сложилось впечатления, что автор, как утверждают редакторы, «пытается продол жать и развивать традиции той, получив шей широкое читательское признание, группы писателей, которую в критике условно называют писателями-деревенщи- ками». Хотя действие ее происходит в де ревне Зятьки и ге р о й— тракторист Инно кентий, Кеша. Суть в том, что актуальные проблемы села, отличающие лучшие кни ги «деревенщиков», как-то проходят сто роной в повести, и ее конфликт мог бы с неменьшим успехом развернуться и в любом малом или большом городе, в на ше или другое время. Беда Кеши — хро мота, полученная от несчастного случая,— развивает в нем своеобразный комплекс неполноценности, вырабатывает тот ' тип сознания, который раньше называли ин теллигентской рефлексией. И он никак не в состоянии открыться в своем чувстве женщине, которая недвусмысленно, всем своим поведением выражает готовность идти ему навстречу, используя при этом иногда довольно рискованные приемы: «...решила поиграть с Кешей, влюбить в се бя... пококетничать с ним», «...не она ли бесстыдно растелешилась, сама позва ла...» Завершается этот отнюдь не дере венский роман обнадеживающей перспек тивой: «Пора и мне мужиком быть, а не пацаном сопливым!» — решает Кеша. Толь ко к судьбам деревни этот благополучный финал никакого отношения не имеет. Хо тя, по всему заметно, деревню 8. Слобод- чиков знает, и наблюдений у него немало, и вкус к слову есть. Нет еще умения орга нически слить частное, личное с общим.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2