Сибирские огни № 08 - 1979
— Ребятишки у меня к собаке при выкли... — Рука не поднимется. Это все одно, что в человека...» Шахта приводит и к другим экологиче ским сдвигам. Меняется отношение людей к природе. «Цветов тут уже никто не за мечал, привыкли к ним и не жалели, сту пали по ним сапогами». Скудеет тайга, из нее исчезают звери и птицы, а лес без зверья, как замечает Иван Машатин, «не лес, а древостой». Он с горечью убеж дается, что сын Сережа равнодушен к ле су и не будет продолжателем охотничьей фамилии Машатиных. Ему несладко оста ваться сторожем сомнительной избушки, где в дни отдыха развлекается кое-кто из рудничного начальства. Так драма экологическая оборачивается человеческой драмой, проходит через сердце героя повести. Его конфликты с братьями Овсянниковыми, председателем рудничного комитета Ситниковым отража ют драматизм человека, преданного свое му краю, своей тайге, его неприятие лю дей, которым все это безразлично. «Облава» — еще один сигнал об эколо гическом кризисе и его неожиданных, пе чальных для человека последствиях, и в повести проблема эта повернута новой гранью, зорко подмеченной талантливым писателем. Среди публикаций альманаха за прош лый год следует особо выделить «Алтай ские дневники» Александра Яшина, поме щенные под рубрикой «Целине 25 лет». Поэт российского Севера, по уши влюблен ный в свою Вологодчину, Яшин едет в 1954 году за многие тысячи километров — в Си бирь, на Алтай, туда, где в это время за тевается гигантская битва за хлеб, за освоение целинной земли. Едет не по чьему-либо заданию, не в командировку, а по внутренней необходимости — быть там, где передний край, подобно тому, как в годы войны он шел добровольцем на фронт. Неофициальность положения Яшина на земле целинной имела свои преимущест в а — люди были с ним откровеннее, ему удавалось видеть многое, что лицу с «ман датом» было не всегда доступно. «Всех, видимо, устраивает, что я не корреспон дент»,— замечает он вскоре после при бытия. «Алтайские дневники» — по существу це лая книга, книга о первых шагах на цели не и, в то же время, книга о самом поэте. Слова Маяковского из его автобиогра фии: «Я поэт, этим и интересен» — часто трактуются, как только этим и интересен. И, может быть, именно такое значение придавал им автор. Но они вовсе не озна чают, что Маяковский видел в каждом поэте только поэта и исключал важность других проявлений его индивидуальности. «Поэт и в жизни должен быть мастак!» — восклицал он, утверждая значение лично сти поэта. Алтайские записи Александра Яшина нигде не акцентируют личностное начало, но, может быть, помимо воли их автора, перед читателем незаметно выри совывается облик не только поэта, но и обаятельного человека. «Письма и дневники отошли в прошлое. Они — достояние старомодного и чуть- чуть неуклюжего XIX века»,— заметил не давно поэт Владимир Цыбин. Как это несправедливо, неверно! И яшинские днев ники целинного года превосходное тому доказательство. Дневники свидетельствуют: Сибирь той поры, когда на ней сосредоточилось вни мание всего народа, стала для Вологжани на своей родной землей. Главное в днев никах — работа, труд людей, которых мы сейчас с глубоким уважением называем первоцелинниками. Дневники отражают все, порой причуд ливые, перипетии первого-целинного сева, со всеми его особенностями, трудностями и удачами: «28 мая. В районной газете «Ленинская искра» объявлено об оконча нии сева по всей Гилевской МТС, и всё — в 12 дней! Сеяли же гораздо дольше, и план еще не выполнен, не посеяна пол ностью даже пшеница». Что же это такое? Показуха? Нет, дело много сложнее. Ока зывается, тут «тройная бухгалтерия», есть план государственный, есть краевой, рай онный и даже колхозный. Сеют минимум 20 дней, даже если «минусировать», как говорит Киян, дни дождей. «Минусируем!», «Плюсируем!» Яшин не только наблюдает и записыва ет, но и садится за руль трактора, гото вится к сдаче экзаменов на тракториста. Вместе с механизаторами он переносит все тяготы полевого быта и, лишь попав в больницу, сознается себе: «Я, конечно, авантюрист, не щажу себя. Все еще ка жется, что я в комсомольском возрасте» (15 июня). В том 1954 году он написал стихотворение «Тянет в простор полей», где есть и такое признание: Хочется самому Тяжесть весны изведать Там. где в пыли, в дыму Делается победа. Где и моя целина Вспашки ждет и расцвета... Так принимай, весна. Пахаря и поэта! А как проявляется глубинная народность поэта в такой записи: «Доработал стихо творение «В ночную смену». Был так до волен им, что даже прочитал дедушке и бабушке. И — так выразительно я, на верное, еще никогда не читал. Дед уми ленно с к а з а л :— Хорошо, складно!» Ста рики, ночной сторож МТС и его жена, в домике которых квартировал поэт, ста новятся первой аудиторией, которой он поверяет новое стихотворение. В «Алтайских дневниках», как в стихах поэта, постоянно ощутимо не покидавшее его чувство ответственности за все про исходящее. Только здесь оно высказано прямо, без недомолвок. И не только каж дому писателю, но и каждому человеку следует помнить и постоянно повторять себе слова, коими завершается публика ция: «Конечно, история спишет многие из наших недостатков. Наши тридцать с чем-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2