Сибирские огни № 08 - 1979
как при этом он обходил ревизии КРУ, вме шательство ОБХСС». Да, одному богу... Чи тателю же объяснить это трудно. Повесть М. Юдалевича — свидетель ство продолжающихся поисков в напрасно объявленном уже исчерпанным типе «дело вого человека», она намечает пути расши рения и углубления этого типа. Это — по исковая повесть, где неизбежны издержки. Но они ни в коей мере не снимают нуж ности самого поиска, ибо в самой жизни продолжается процесс становления нового делового человека и результаты этого про цесса имеют жизненное значение для об щества. К повести М. Юдалевича тематически примыкает рассказ Николая Павлова с до вольно неожиданным для художественного произведения вызывающе деловым загла вием: «Тяжелые металлоконструкции для электростанций». Практика литературы зна ет случаи, когда писатели давали своим романам о производстве подчеркнуто технические названия. Вспомним хотя бы «Тяжелую металлургию» А. Фадеева или «Технику безопасности» Ю. Скопа. Только небольшому рассказу Н. Павлова, скажем прямо, трудно выдержать столь громозд кую и действительно тяжелую конструкцию названия, как будто выхваченного из ката л о га промышленных изделий. Она выгля дит скорее манерно, чем необходимо. Чтобы усилить ощущение «производст- венности» рассказа, автор нумерует его глазки арабскими цифрами, которые ста вятся не над текстом главок, а перед их начальными абзацами, как цифры па раграфов в деловой инструкции. Читателю дается понять, что он вступает в сугубо деловой мир, где решаются производст венные проблемы Так оно как будто и есть. И все же рассказ этот «прошит» человеческой темой до времени как бы заслоненной производственными спорами, но в финале неожиданно выступающей на первый план. Конструктору Павлу Марьи н у— «соломенному вдовцу», остро то скующему по покинувшей его жене Ольге, в момент решающей схватки в кабинете главного инженера вручают срочную теле грамму, где Ольга обещает приехать. Ра зумеется, обещание любимой женщины прибавляет силы в производственной схват ке, и он чувствует себя способным выдер жать ^ту борьбу: «Сейчас рбоушатся на него вопросы. Они ему не страшны... Он готов ответить на любой вопрос...» Так, за стеной тяжеловесной лексики, за много- обещезшим «деловым» заглавием, за мно гочисленными столкновениями инженерных мнений скрывается довольно простенькая, непритязательная мысль. Только стоило ли заурядный сюжет обставлять таким гро моздким антуражем? Неожиданной развязкой завершается и рассказ Василия Белозерова «Подгорная». Неожиданной, но не однозначной, остав ляющей место для раздумий. Бухгалтер Григорий Федорович Глазков на свадьбе сына решил тряхнуть моло достью и взвинтить тонус праздника иг рой на только что приобретенной гармо ни. Его лихая «Подгорная» захватывает гостей. Только потерявший меру, уже хмельной гармонист, безостановочно иг рающий одну и ту же «Подгорную», посте пенно начинает надоедать гостям, и они расходятся, расстраивая праздник. Кажет ся, что гармонист опозорен такой развяз кой. Он и сам, протрезвившись утром, чув ствует себя виноватым. И все же этот страстный порыв, на мгновение охватив ший героя, раскрыл певучую душу челове ка, таящиеся с нем и не нашедшие выхода эмоциональные силы. «Подгорная» — об надеживающая творческая заявка молодо го бийского литератора. «...В Счастливихе существуют как бы два общества, независимые друг от друга: че ловеческое и собачье...» Этой несколько неуклюжей на первый взгляд фоазой вво дит нас Евгений Гущин в суть проблемы своей повести «Облава». Неестественное для таежных мест разобщение человека- охотника с его традиционно «лучшим дру гом» произошло в результате серьезных демографических изменений. Открытие рудника в районе, где люди веками жили таежным охотничьим промыслом, привело к неожиданным сдвигам: промысловики оставили тайгу и ушли в шахтеры, предо ставив собак самим себе. И в собачьем «об ществе», покинутом человеком, проснулся древний звериный инстинкт: «...сбившись в стаю, собаки стали рвать домашнюю ско тину». Центральный герой повести — бывший егерь Иван Машатин — невольно оказы вается втянутым в создавшуюся ситуацию, когда узнает, что его собака Тайгун не только участвует в налетах, но и предводи тельствует стаей. Повесть читается с захватывающим ин тересом. Отношения вчерашнего егеря Ивана Машатина с людьми и природой развиваются с подлинным драматизмом, напряжение нарастает от главы к главе и достигает высшего накала в финале... Иван Машатин нацеливает ружье в лоб Тайгуну, которому он обязан многим, ко торый однажды спас его от верной гибели в тайге. «Но сил нажать на спуск не было: палец задеревенел на крючке, не сгибал ся». И хотя Тайгун озверел и на его счету немало задранных коров и телят, Иван не в состоянии нажать крючок: «Иван опустил ружье и прикрыл ладонью набухшие сле зами горячие глаза», Колебания Ивана подготовлены всем развитием сюжета. На собрании в сельсо вете, где выносится решение об облаве на стаю озверевших собак, слышатся не только осуждающие голоса. Реакция му жиков на предложение создать бригаду для отстрела далеко не однозначна, «— Жалко...— заворочались глухие голо са.— Собаки ведь... Сроду не обижали... Кормились ими...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2