Сибирские огни № 08 - 1979
В отличие от некоторых своих литера турных предшественников Агафон Батраков очень обаятелен, симпатичен. Лейтмотив его портрета — покоряющая улыбка, не по кидающая лица Батракова, кажется, ни при каких обстоятельствах. За производственными заботами Батра кова ощутимы его гуманистические трево ги, стремление работать так, чтобы лучше было не только на заводе, но и вообще в жизни. Гуманна сама задача директора — внедрить в работу такой стиль, когда не бу дет авралов, штурмов, сверхурочных... Ои широко и разносторонне образован. Знание классиков литературы, музыки он считает для интеллигента чем-то само собой ра зумеющимся, И укоряет себя за недоста точное знакомство с миром птиц и расте ний. Батраков убежден, что «общение с природой, знание и понимание ее» дол жно непременно входить в понятие интел лигентности. Его мысль занята городом, частью которого является моторострои тельный, его планировкой и коммуникаци ями. У него свои архитектурные симпатии, которые, как ни странно, далеки от энтэ- эровского рационализма. Даже архитектур ные излишества в домостроени л симпатич ны Батракову, он уверен что «не от хоро шей жизни мы от них отказались и когда- то непременно к ним вернемся». У него свой, ершистый взгляд на персональный и общественный транспорт: «чтобы нала дить общественный транспорт, нужно лишить всех, от кого это зависит, персо нального». Иногда Батраков ведет себя «на грани фола». Скрыв инженерный диплом и «по теряв» трудовую книжку, он, чтобы осво ить технику труда рядового рабочего, по- ступает на завод ремонтным слесарем. Однажды он даже переходит за эту грань, когда в своей машине провозит без про- пуска на территорию завода сварщика Пет ракова. И невольно оказывается повинным в серьезной аварии... Он неожидан даже в мелочах. Экстрава гантная табличка с надписью «Здесь курить разрешается только господу богу», выве шенная в директорском кабинете при вступлении его в должность, выглядит как одно из проявлений нестандартности, своеобычности нового руководителя. Как видим, Батраков совсем не Мешков. Но не будем торопиться с окончательны ми выводами. Ибо при внимательном чте нии можно обнаружить, что все эти неожи данные и противоречивые черты и поступ ки Батракова выглядят не как органически присущие его характеру, а как некие кон структивные добавки, «архитектурные из лишества». На поверку Батраков — изобре тательно закамуфлированный тип все того же ломающего все преграды победонос ного носителя энтээровского стиля. Подобно многим другим героям этого типа, Батраков — для большего удобства — освобождается автором от сколько-нибудь заметных семейных и интимных связей. Та ким ему легче осуществить свою миссию йомки старого и утверждения нового стиля. Он освобождается и от связей со своими сотрудниками по цеху, откуда он шагнул в директорский кабинет. «Пафос стиля» заглушает в Батракове чувство товарищества. Он не допускает на совещание своего вчерашнего заместителя, опоздавшего на четыре минуты, и заставля ет его бесцельно просидеть в приемной во время совещания. Стиль оказывается силь нее других чувств. Батраков выдвинут из своей среды, он начальник цеха того же завода, которым только стал руководить. Но ведет он себя здесь как «человек со стороны», так, будто у него отсутствуют глубинные связи в коллективе, коим он те перь руководит. Образ коммерческого директора завода Николая Григорьевича Веснина задуман как тип, противостоящий новому директору. Автор, кажется, делает все, чтобы Веснин казался достойным оппонентом: наделяет его совёршенным знанием дела, чувством гражданственности, самоотверженностью, бескорыстием, оперативностью, ответствен ностью. Веснин может дни и ночи, без от дыха и сна, с невероятным напряжением сил работать, но нужное заводу будет до ставлено в срок. А премию за это он от даст детскому саду. Это вдохновенный артист снабжения, о ловкости и изворотливости которого ходят легенды. Про Веснина говорят, что он мо жет достать все, «даже водородную бомбу, только не знает, где ее хранить». Веснин не только практик-«доставала». Он сознательный сторонник «эмоциональ ного» стиля, опирающийся на волю, энер гию, самоотверженность. Его идеал — руководитель типа легендарного директора ХТЗ Ивана Пантелеймоновича Свистуна. «Они были поистине великими организато рами... Только главным стимулом для кол лектива были не логические рассуждения эпохи НОТ и НТР, главным стимулом был эмоциональный заряд, исходивший от этих людей...» Но как ни старается автор укрупнить фи гуру Веснина, чтобы сделать его достой ным противником Батракова, это ему не удается. И Веснин интересен больше в тех эпизодах, где показам драматизм этого убежденного носителя «эмоционального» стиля, самим ходом жизни обреченного на вымирание. Беда только в том, что желаемое автор нередко выдает за действительное. То, что мы знаем о людях этого типа из жизни и газет, не дает, увы, основания так радужно смотреть на перспективу их близкого ис чезновения. Веснины исчезли как предмет теоретического споре, что не мешает им в действительности благополучнейшим об разом жить и даже «размножаться». Да и сам Веснин в повести довольно про тиворечив. Трудно понять^ как сочетаются в нем изворотливость и нахрапистость с тем комплексом гражданских достоинств, что присваивает ему азтор; как уживается в нем снабженец, «способный влезть в ок но, когда его гонят в дверь», со скромным дедушкой, противником всякого «блата». «Одному богу известно,— замечает автор,—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2