Сибирские огни № 08 - 1979

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Еф. Беленький «ГОД ИЗДАНИЯ XXX» Его родословная восходит к предоктябрь­ скому времени. Еще в 1914 году в Бар­ науле появился «Алтайский альманах», единственная книга которого стала собы­ тием литературной жизни не только горо­ да, но и всей Сибири. В связи с его выхо­ дом Александр Новоселов писал в газете «Омский вестник»: «Сибирская литература. Да, она будет... Больше того,—она уже за­ рождается». Удача алтайцев способствова­ ла появлению альманахов в других горо­ дах Сибири. Нынешний «Алтай» — прочно налаженное регулярное издание, собирающее вокруг себя литературные силы края. Писатели Барнаула публикуются в разных изданиях, но свой альманах им, очевидно, дорог, и именно ему они нередко отдают свои но­ вые произведения. Только ограничены жанровые возмож­ ности альманаха. Здесь, к примеру, негде расположиться роману с продолжением — выходит «Алтай» раз в квартал — значит жди продолжения три месяца. Да и повес­ ти нелегко уместиться на его ¿<малогаба- ритной площади». Кто-то сказал, что по­ весть — «дверь в хоромы полного романа». В альманахе дверь эта всегда наглухо за­ крыта. Здесь вещи чуть покрупнее волей- неволей приходится давать в сокращенном виде. Георгий Егоров публикует главы из книги о разведчиках; Марк Юдалевич — повесть «Новый директор», являющуюся частью его романа «Тридцать второго не будет»; повесть Евгения Гущина «Облава» сопровождается сноской: «Печатается в сокращении»; с большими купюрами идут «Алтайские дневники» А. Яшина. Ни одно крупное произведение не входит в альма­ нах без тех или иных «усекновений», что, несомненно, отрицательно сказывается на их целостности, снижает силу художествен­ ного воздействия. Проза альманаха открывается главами документальной повести Георгия Егорова «Одним словом — разведчики». Автором движет стремление как можно бережнее донести до современного читателя увиден­ ное, пережитое на войне им самим и его героями. «Я полюбил разведчиков и люб­ лю до сих пор»,— признается Георгий Его­ ров. Подобно одному из персонажей «Звезды» Э. Казакевича Г. Егоров вправе сказать, что «разведчики остались его сла­ бостью навсегда». Слабостью и силой — добавили бы мы. Г. Егоров, очевидно, принадлежит к тому типу писателя, который стремится прежде всего «побольше захватить правды» самого факта. Его можно упрекнуть в недостаточ­ ной взыскательности к слову и беспечности в организации материала. Иногда кажется, что магнитофонные записи бесед с товари­ щами по оружию, о которых нередко гово­ рится в главах как о самом излюбленном способе собирания материала, или их эпи­ столярные исповеди ложатся в текст глав в первоначальной бесхитростной непосред­ ственности., без заметного вмешательства автора. «В этой главе,— признается он,— рассказы Ивана Исаева почти не прав­ лены», И все же главы захватывают именно сво­ ей документированной, неподдельной правдой. У разведчиков была своя позиция и свой опыт, они находились по долгу службы, по сути их военной профессии не только на переднем крае, но и впереди этого перед­ него края. И многое видели по-своему — острее, резче, Два разведчика в центре новых глав. Ле­ гендарный богатырь Иван Исаев и скром­ ная санитарка Лариса Синякова. Иван Исаев делит разведчиков на «ко­ ренников», и тех, что «на подхвате». Сам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2