Сибирские огни № 08 - 1979
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Еф. Беленький «ГОД ИЗДАНИЯ XXX» Его родословная восходит к предоктябрь скому времени. Еще в 1914 году в Бар науле появился «Алтайский альманах», единственная книга которого стала собы тием литературной жизни не только горо да, но и всей Сибири. В связи с его выхо дом Александр Новоселов писал в газете «Омский вестник»: «Сибирская литература. Да, она будет... Больше того,—она уже за рождается». Удача алтайцев способствова ла появлению альманахов в других горо дах Сибири. Нынешний «Алтай» — прочно налаженное регулярное издание, собирающее вокруг себя литературные силы края. Писатели Барнаула публикуются в разных изданиях, но свой альманах им, очевидно, дорог, и именно ему они нередко отдают свои но вые произведения. Только ограничены жанровые возмож ности альманаха. Здесь, к примеру, негде расположиться роману с продолжением — выходит «Алтай» раз в квартал — значит жди продолжения три месяца. Да и повес ти нелегко уместиться на его ¿<малогаба- ритной площади». Кто-то сказал, что по весть — «дверь в хоромы полного романа». В альманахе дверь эта всегда наглухо за крыта. Здесь вещи чуть покрупнее волей- неволей приходится давать в сокращенном виде. Георгий Егоров публикует главы из книги о разведчиках; Марк Юдалевич — повесть «Новый директор», являющуюся частью его романа «Тридцать второго не будет»; повесть Евгения Гущина «Облава» сопровождается сноской: «Печатается в сокращении»; с большими купюрами идут «Алтайские дневники» А. Яшина. Ни одно крупное произведение не входит в альма нах без тех или иных «усекновений», что, несомненно, отрицательно сказывается на их целостности, снижает силу художествен ного воздействия. Проза альманаха открывается главами документальной повести Георгия Егорова «Одним словом — разведчики». Автором движет стремление как можно бережнее донести до современного читателя увиден ное, пережитое на войне им самим и его героями. «Я полюбил разведчиков и люб лю до сих пор»,— признается Георгий Его ров. Подобно одному из персонажей «Звезды» Э. Казакевича Г. Егоров вправе сказать, что «разведчики остались его сла бостью навсегда». Слабостью и силой — добавили бы мы. Г. Егоров, очевидно, принадлежит к тому типу писателя, который стремится прежде всего «побольше захватить правды» самого факта. Его можно упрекнуть в недостаточ ной взыскательности к слову и беспечности в организации материала. Иногда кажется, что магнитофонные записи бесед с товари щами по оружию, о которых нередко гово рится в главах как о самом излюбленном способе собирания материала, или их эпи столярные исповеди ложатся в текст глав в первоначальной бесхитростной непосред ственности., без заметного вмешательства автора. «В этой главе,— признается он,— рассказы Ивана Исаева почти не прав лены», И все же главы захватывают именно сво ей документированной, неподдельной правдой. У разведчиков была своя позиция и свой опыт, они находились по долгу службы, по сути их военной профессии не только на переднем крае, но и впереди этого перед него края. И многое видели по-своему — острее, резче, Два разведчика в центре новых глав. Ле гендарный богатырь Иван Исаев и скром ная санитарка Лариса Синякова. Иван Исаев делит разведчиков на «ко ренников», и тех, что «на подхвате». Сам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2