Сибирские огни № 08 - 1979

нишвили и Б. М. Каширина, заслуженную артистку РСФСР Е. И. Псареву, артиста В. И. Алексеева. «Мертвого» партнера я тоже распознаю. Но если что-то не получается, думаю: мо­ жет, моя вина? Ведь очень просто испор­ тить сцену: сказал одно слово не так, и дальше все пошло в том же духе. Я люблю, когда река моего воздейст­ вующего лица широкая, и я варьирую, отпуская себя, «плаваю» вправо, влево. Однажды я сказал это режиссеру Е. Р. Хигеровичу, он заметил: «Хорошо, что ты плаваешь и вправо, и влево, но надо еще, чтоб ты и вглубь плавал». Три измерения «плавания» — та. среда, та сфера, в которой происходит творче­ ство. Профессии разные, но клятва одна Студенты, заканчивающие медицинский институт, принимают «клятву Гиппократа», клятву врача. Есть присяга у военнослужа­ щих, где один из «пунктов» — не щадя се­ бя, защищать интересы людей. Профессия актера родственна профес­ сиям врачей, юристов, военнослужащих — она дает нам право осуждать, адвокатиро- вать, лечить, оберегать. Это право лежит на нас негласно, и мы должны его оправ­ дывать собственной жизнью. Увеличивается роль всех идеологиче­ ских учреждений, и возрастает роль театра и ответственность за наше дело. Театр требует от нас предельной чест­ ности перед самими собой. Его специфи­ к а— большая недоказуемость результатов нашего труда — порою приводит к субъек­ тивизму и к карьеризму. Надо быть на­ стороже... Фантазирую роль и мысленно репетирую Я мечтаю даже не о конкретном чело­ веке, а скорее о предлагаемых обстоя­ тельствах, в которых был бы человек, и эти обстоятельства позволяли бы сказать о самом существенном, что есть в людях. Хочется играть сложные, неоднозначные характеры, когда какой-то человек, ока­ завшись в предлагаемых обстоятельствах, мог бы выразить многие и разные чувства. Потаенное... Несыгранное... Когда-то хотелось сыграть Суворова (не потому, что был худой и маленький в то время, а потому, что жизненная позиция Суворова заслуживала популяризации). Лет пять назад хотелось сыграть Фому Опискина в «Селе Степанчикове» ф . М. Достоевского, но мое желание, к сожа­ лению, не нашло отклика в театре. Сухово-Кобылин, Тургенев («Нахлебник»), Островский, Чехов, Шекспир — сколько прекрасных драматургов! А еще очень хочется сыграть пусть даже не Очень современную драматургию, но ту, которая говорит о сегодняшних людях, о наших проблемах, ту, что сегодня позо­ вет людей к добру, к честности... Фантазирую роль и мысленно репетирую. Хотелось бы — примером своего героя позвать людей к чему-то большому и свет­ лому, предостеречь их от дурного, помочь в их бедах... 11 Сибирские огни № 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2