Сибирские огни № 08 - 1979
А ведь нам не безразлично, почему че- ловёк работает плохо и почему хорошо, и только ли при хорошей работе или нет действует принцип материальной заинте ресованности. Ведь мы далеко не все го товы к тому, чтобы принцип материальной заинтересованности для нас являлся глав ным. Матвея Орлова в человеке всегда интересует не только план, но и сущность человеческая. Поэтому так бескомпромис сно и страстно он борется с карьеризмом, рвачеством, бездушием, циничным прак тицизмом. Борьбу за хлеб Матвей Орлов не мыслит без борьбы за человека, без борьбы за его душевное богатство, граж данственность, идейность, без борьбы за личность. Это качество Матвея Орло ва — руководителя для меня самое доро гое. Оно делает и самого Матвея Лич ностью. Позиция Матвея мне понятна и близка. Мне ничего не приходилось в себе ломать, когда я играл эту роль. Все шло от мбей психологии. Я охотно извиняю Орлову все его недостатки. Да, в нем есть консерва тизм, его позиция ущербна в отношении прогресса, происходящего на селе, и не соединяется с позицией, которую зани мает его сын. Но позиция Матвея более сложна, чем позиция сына, ибо он — за духовность, а духовная жизнь всегда вы ходит на первый план. И моя задача — за разить зрителей идеей АЛатвея, идеей ду ховной жизни. И я получаю большое удовлетворение от того, что вместе с Матвеем Орловым стремлюсь пробудить в людях добрые чув ства. Ведь не может театр научить варить сталь, делать операцию на сердце, не мо жет научить, как растить хлеб. Он учит другому. Его цель — совершенствовать ду ши человеческие. Какое оно, мое русло? В долгой жизни своей мы меняемся, как русла рек. Как выглядит с самолета русло нашего Иртыша? Завитушки сплошные. Мое рус л о — такое же извилистое, исчезающее, возвращающееся. Думаю , я — не исключе ние, у кого-то это бывает больше, у дру гого меньше, но прямого русла нет ни у кого. Я никогда не был первоначинателем: меня перерабатывало окружающее, и я постепенно верил в новое. Поначалу я прилагал усилия, чтобы как можно больше убрать свое (и во внеш ности, и в поведении), и высшим компли ментом было: «Мы вас не узнали». С 19 лет играл стариков. Истратил много грима, гумозы. По теперешней эстетике, меня бы выгнали из театра, но тогда то, что я де лал, всех устраивало. Наверное, суть была не только во мне, но и во времени, увле чении характерностью, гримом. Потом меня стало раздражать, не устра ивать сделанное, нагрунтованное, намазан ное. Парики, которые раньше казались идеальными, стали казаться мертвыми. Я все начал воспринимать иначе. Смотрю на хорошего актера и думаю: «Он не изменился, но убеждает меня, я ему верю...» Во время войны на Слободском базаре Омска был старик, высокий, худощавый, беззубый, с моржовыми усами. Он имел и свой репертуар, и своего зрителя, щедро платившего ему. Старик строил рожи. Ему кричали: «Давай полицейского!» — и бро сали на землю деньги. Старик усилием воли отстранял себя от толпы, приводил себя в то состояние, которое мы называем «публичным одиночеством», и вдруг в какой-то необъяснимый момент делался другим. Брови ползли вверх, щеки наду вались, глаза округлялись — возникала пре увеличенно карикатурная рожа полицей ского. Думаю , этот человек был от при роды талантлив, как талантливы многие, кто живет вокруг нас и не особенно ценит свой талант, занимаясь какой угодно про фессией и не помышляя об актерской. Старик мог дать точную характеристику любому социальному и человеческому ти п у— капиталисту, интеллигенту, рабочему, мог показать подхалима, зазнайку, лжеца или представить Гитлера, Геббельса. Я часто наблюдал его и всякий раз ду мал: как верно то, что далеко не всегда нужен грим, новое лицо можно создать с помощью внутреннего преображения. Нельзя актеру ставить задачу — быть не похожим на самого себя. Ты должен соз дать сценический образ, новый человече ский характер, существующий в разных качествах и в то же время имеющий до минанту. И если в тебе, в актере, есть ка кие-то особенности, не противодействую щие этому новому характеру, их надо не пременно оставлять. От этого образ только выиграет, станет живее, заразительнее. В это я верю сегодня. Но безапелляцион ным быть не могу — возможно, вновь из менюсь в чем-то. Ведь искусство театра очень непросто, и несмотря на опыт и воз раст, у меня ощущение: все чего-то не знаю, может, и умру с этим ощущением. Первостепенен для меня материал роли, а не подсобный материал. Конечно, если я играю историческое лицо, мне нужен материал, но ограниченно, выборочно, ина че этот материал может помешать в рабо те. Я никогда не пойду смотреть фильм, где актер играет моего героя, до воплоще ния в роль, ибо это вредно мне. Пусть в спор со мной вступает увиденное со сто роны, но только тогда, когда у меня есть четкая позиция. Если я читаю одно, другое, третье, ис чезаю я сам. А для меня всего дороже я сам; пусть мои «велосипеды» будут менее совершенны, чем прошедшие, но они соз даны мной. Раньше, работая над ролью, я очень много писал. Потом пришел к убеждению — то, что подлинное, возникшее у режиссера и актера, забыться не может, а что ино родное—: забывается. Цельная, дельная, ^раскрывающая образ мысль не может за быться — она становится главным двига
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2