Сибирские огни № 08 - 1979

Мармеладов в спектакле «Преступле­ ние и наказание» Ф . Достоевского в по­ становке Я. Киржнера. Бывают роли, когда ты настолько «на острие», чуть отклонил­ ся — и уже не в роли. Балансируешь в заботе, чтобы не вывалиться. Так случилось с Мармеладовым. В инсценировке романа Достоевского «Преступление и наказание», сделанной Киржнером, Мармеладова основательно «общипали», да и оставили, считаю, вовсе не то, что надо. В результате у меня сразу же не возникло желания его играть. Чувст­ вовал, что материала дано мало, чтобы раскрыть этот образ. Мармеладов — роль, в которой я ни один спектакль не мог освободиться от режис­ сера и выпустить себя самого на волю. Все время были контроль и поиск и не бы­ ло свободы. Д ед Савелий. «Солдатская вдова» Н. Ан- килова в постановке Я. Киржнера. Автор мало дал текста моему Д еду Савелию. Но играю его я давно, должен знать об этом человеке все. Ему приблизительно 74 года — больше, чем мне. Поэтому я играю его возраст, его более дряхлые мышцы. Он, возможно, мудрее меня, но дряхлее. У него все болит, он немощен, пытается вспомнить былую, очень давнюю лов­ ко сть— когда надо передвигаться, или починить уздечку, или наполнить чайник. В бога верит: вдруг он есть? Мудреные слова в его память запада 1 рт, но с изменениями. Он произносит, напри­ мер: «Медицинская энцилко-педия»... Д ед Савелий — коренной сельский жи­ тель. Не очень удачнс> у него сложилась жизнь. Очевидно, был женат, жена давно умерла, и живет этот человек один, но полной жизнью: умеет слышать, видеть, что делается вокруг, умеет понимать лю­ дей. За свою долгую жизнь он столько видел судеб, принимал в них участие, разделял их, что стал самым добрым человеком на селе. Вот сцена Деда Савелия с Полинкой. Что я чувствую? Вошла хорошая женщи­ н а— топит горе в вине. Все свое умение я прилагаю к тому, чтобы облегчить ее муки. Мне больно, что с ней так жестоко обош­ лась война, я всеми силами стараюсь, чтоб Теплее ей стало и чуточку лучше. Брюхатый. Спектакль «Энергичные лю­ ди» В. Шукшина в постановке Я. Киржне­ ра. Брюхатый — вор, но среди воров — главный воротила, он опытнее и крупнее всех «энергичных людей» — недаром никто из них не сидел в тюрьме, а он сидел. «Воротила» — это не просто оценка Про­ стым человеком Брюхатого, это еще и точка зрения на него автора. В выпивках он может не быть воротилой, но в служеб­ ных д е л а х— воротила, так как местом выше, чем остальные,— от него зависит, пропустить очередную махинацию или нет, он ничего не делает сам, все «энергич­ ные»— исполнители его воли. Природа панибратства всех, кого собрал Шукшин в своей повести для театра,— зависимость друг от друга. Их объединяет жульничество, пьянство и то, что они не просто пьют — они в душе артисты, играют, преображаются, когда пьют. Дружбы между «энергичными» нет, они постоянно конфликтуют; попадись один из них — тут же расскажет обо всех. Предлагаемые Шукшиным обстоятельст­ ва дают возможность неистощимой фан­ тазии. Есть моменты, когда можно «про­ колоться» — обнаружить человеческое. Для меня такая сцена с Верой Сергеевной. Я ее убеждаю : «Нельзя быть бесчеловеч­ ной, ты и Аристарха сделаешь бесчело­ вечным. Как произошло со мной и моей женой — и хочу быть добрым к ней, а не могу». Я играю барина в среде «энергичных», более разумного, чем остальные,— отсюда и мое старомодное пенсне — знак ушед­ шего интеллигента, и толщинкой выделя­ юсь среди остальных — своими более круп­ ными габаритами. Очень интересная роль и дает возмож­ ность на каждом спектакле искать и нахо­ дить новое. Матвей Орлов. Спектакль «Всего три дня» Н. Анкилова в постановке А . Хайкина. У каждого актера из множества сыгранных им ролей есть роли особенно дорогие, которые воздействуют на него, оставляя след не только в памяти, но и в душе. Для меня за последние годы такой ролью ста­ ла роль Матвея Орлова. Матвею Орлову за шестьдесят. Всю свою жизнь он отдал хлеборобному делу, кото­ рое считает важнейшим из всех дел, пото­ му что дело это — хлеб. Слово «хлеб» он произносит с огромным уважением, любовью и, я бы сказал, свя­ тостью. Сорок лет Матвей Орлов возглавляет колхоз. Сорок лет выращивает не только хлеб, но и людей, преданных благород­ ному делу— хлеборобству. Для Матвея Ор­ лова богатство колхоза — не только тонны хлеба, молока, мяса и т. д., но и богатство души человеческой. Что греха таить, у нас еще встречаются руководители, которым важнее всего вы­ полнение и, конечно, перевыполнение пла­ на. Перевыполнил человек план — на По­ четную доску его и славу воздать; передовик, хороший работник. А почему человек перевыполняет план, что является в нем движущей силой? Чем он занимается после работы? Каков с семьей? Все э т о . частенько руководители не знают, а порой и не считают нужным знать. В худшем же случае, напротив, видят, что их подчинен­ ный работает только из-за рубля, убери у него лишний рубль — и от передовика останется рвач. Порою и дома, и в кол­ лективе «передовик» груб и несносен, но на все закрывают глаза — он же дает план.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2