Сибирские огни № 08 - 1979
Мармеладов в спектакле «Преступле ние и наказание» Ф . Достоевского в по становке Я. Киржнера. Бывают роли, когда ты настолько «на острие», чуть отклонил ся — и уже не в роли. Балансируешь в заботе, чтобы не вывалиться. Так случилось с Мармеладовым. В инсценировке романа Достоевского «Преступление и наказание», сделанной Киржнером, Мармеладова основательно «общипали», да и оставили, считаю, вовсе не то, что надо. В результате у меня сразу же не возникло желания его играть. Чувст вовал, что материала дано мало, чтобы раскрыть этот образ. Мармеладов — роль, в которой я ни один спектакль не мог освободиться от режис сера и выпустить себя самого на волю. Все время были контроль и поиск и не бы ло свободы. Д ед Савелий. «Солдатская вдова» Н. Ан- килова в постановке Я. Киржнера. Автор мало дал текста моему Д еду Савелию. Но играю его я давно, должен знать об этом человеке все. Ему приблизительно 74 года — больше, чем мне. Поэтому я играю его возраст, его более дряхлые мышцы. Он, возможно, мудрее меня, но дряхлее. У него все болит, он немощен, пытается вспомнить былую, очень давнюю лов ко сть— когда надо передвигаться, или починить уздечку, или наполнить чайник. В бога верит: вдруг он есть? Мудреные слова в его память запада 1 рт, но с изменениями. Он произносит, напри мер: «Медицинская энцилко-педия»... Д ед Савелий — коренной сельский жи тель. Не очень удачнс> у него сложилась жизнь. Очевидно, был женат, жена давно умерла, и живет этот человек один, но полной жизнью: умеет слышать, видеть, что делается вокруг, умеет понимать лю дей. За свою долгую жизнь он столько видел судеб, принимал в них участие, разделял их, что стал самым добрым человеком на селе. Вот сцена Деда Савелия с Полинкой. Что я чувствую? Вошла хорошая женщи н а— топит горе в вине. Все свое умение я прилагаю к тому, чтобы облегчить ее муки. Мне больно, что с ней так жестоко обош лась война, я всеми силами стараюсь, чтоб Теплее ей стало и чуточку лучше. Брюхатый. Спектакль «Энергичные лю ди» В. Шукшина в постановке Я. Киржне ра. Брюхатый — вор, но среди воров — главный воротила, он опытнее и крупнее всех «энергичных людей» — недаром никто из них не сидел в тюрьме, а он сидел. «Воротила» — это не просто оценка Про стым человеком Брюхатого, это еще и точка зрения на него автора. В выпивках он может не быть воротилой, но в служеб ных д е л а х— воротила, так как местом выше, чем остальные,— от него зависит, пропустить очередную махинацию или нет, он ничего не делает сам, все «энергич ные»— исполнители его воли. Природа панибратства всех, кого собрал Шукшин в своей повести для театра,— зависимость друг от друга. Их объединяет жульничество, пьянство и то, что они не просто пьют — они в душе артисты, играют, преображаются, когда пьют. Дружбы между «энергичными» нет, они постоянно конфликтуют; попадись один из них — тут же расскажет обо всех. Предлагаемые Шукшиным обстоятельст ва дают возможность неистощимой фан тазии. Есть моменты, когда можно «про колоться» — обнаружить человеческое. Для меня такая сцена с Верой Сергеевной. Я ее убеждаю : «Нельзя быть бесчеловеч ной, ты и Аристарха сделаешь бесчело вечным. Как произошло со мной и моей женой — и хочу быть добрым к ней, а не могу». Я играю барина в среде «энергичных», более разумного, чем остальные,— отсюда и мое старомодное пенсне — знак ушед шего интеллигента, и толщинкой выделя юсь среди остальных — своими более круп ными габаритами. Очень интересная роль и дает возмож ность на каждом спектакле искать и нахо дить новое. Матвей Орлов. Спектакль «Всего три дня» Н. Анкилова в постановке А . Хайкина. У каждого актера из множества сыгранных им ролей есть роли особенно дорогие, которые воздействуют на него, оставляя след не только в памяти, но и в душе. Для меня за последние годы такой ролью ста ла роль Матвея Орлова. Матвею Орлову за шестьдесят. Всю свою жизнь он отдал хлеборобному делу, кото рое считает важнейшим из всех дел, пото му что дело это — хлеб. Слово «хлеб» он произносит с огромным уважением, любовью и, я бы сказал, свя тостью. Сорок лет Матвей Орлов возглавляет колхоз. Сорок лет выращивает не только хлеб, но и людей, преданных благород ному делу— хлеборобству. Для Матвея Ор лова богатство колхоза — не только тонны хлеба, молока, мяса и т. д., но и богатство души человеческой. Что греха таить, у нас еще встречаются руководители, которым важнее всего вы полнение и, конечно, перевыполнение пла на. Перевыполнил человек план — на По четную доску его и славу воздать; передовик, хороший работник. А почему человек перевыполняет план, что является в нем движущей силой? Чем он занимается после работы? Каков с семьей? Все э т о . частенько руководители не знают, а порой и не считают нужным знать. В худшем же случае, напротив, видят, что их подчинен ный работает только из-за рубля, убери у него лишний рубль — и от передовика останется рвач. Порою и дома, и в кол лективе «передовик» груб и несносен, но на все закрывают глаза — он же дает план.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2