Сибирские огни № 08 - 1979
жизни, удовлетворение оставила лишь сце на с прокурором. К концу сороковых годов я внутренне чувствовал себя неспокойно — сам себе стал неинтересен, потерял манок, желание в чем-то утвердиться. Без конца прокручивались в памяти сло ва Д . М. Майского: «Наиболее творческая полоса в жизни актера — когда . надо все завоевывать; завоевал — поработай еще года два и уезжай в новый театр, к новому режиссеру, новым ролям, снова завоевы вая еще не достигнутое». Я так и сделал: уехал в Киров. В Кирове В Кировском драматическом театре все было незнакомым: и художественный ру ководитель Л. М. Эльстон, и труппа, и по рядки. Эльстон котировался как средний периферийный режиссер старого почерка, с достаточно хорошим вкусом, добросо вестный, без особого темперамента, не плохой организатор. Вторым режиссером был Б. А. Черкас ский, окончивший ГИТИС, ученик Захавы и Кнебель. Черкасского всегда интересовала внутренняя жизнь актера на сцене, правда и естественность существования, подкреп ленная «вторым планом». Вот почему на репетициях Черкасского я не замечал, как течет время, и очень много записывал. В одной из пьес, где я разговаривал по телефону, текста было мало, в основном я слушал, что говорили мне с другого кон ца телефонного провода. Сцена эта прохо дила всегда удачно — помог текст, мной написанный и обжитый, текст, не слышный зрителям, но понятный им. До сих пор считаю, что для актера самое важное — это процесс непрерывной творческой жиз ни на сцене. Я поверил в Черкасского, пропагандиро вал его. И не только я разделял взгляды Черкасского. Очень скоро вокруг него объединились лучшие силы театра, ода ренные молодые актеры. Черкасский за помнился мне и как режиссер, владеющий строгой логикой, и как яркий постанов щик, с юмором и фантазией. Он очень интересно поставил в Кирове «Послед ние» — с особой достоверностью жизни, выписанной Горьким. Если говорить по большому счету, ду маю, на меня оказали влияние следующие режиссеры, с которыми я встретился в жизни: С . Н. Воронов, В. Ф . Торский, Б. А. Черкасский, Е. Р. Хигерович (режиссер Ом ского драматического шестидесятых го дов), Я. М. Киржнер, А. Ю. Хайкин. Зало жили в меня веру в самостоятельное открытие роли Б. А. Черкасский и Е. Р. Хигерович. В Кировском театре ведущее ядро акте ров состояло человек из шести, самыми интересными личностями были заслужен ные артисты Татарской АССР Ф . А. Дем- бицкая и Д . А . Дросси. На этом ядре дер жался весь репертуар, а остальным актерам приходилось примыкать к ведущим. Играл я много. В пьесе «Сердце не про щает» мне дали Топилина — социального героя, очень сложного, волевого; в «Порт- Артуре» — адмирала Макарова, в «Хру стальном ключе» — командира заставы. Этот крен в сторону социальных героев мне казался странным — в Омске роли та кого плана Л. С. Самборская мне никогда бы не дала. Я говорил о своих сомнениях Эльстону, тот спрашивал, что я играл в Омске, и в свою очередь удивлялся; Ф . А. Дембицкая однажды сказала: «В тебе есть сценическая воля, а не только характер ность». Я продолжал делать для себя открытия. В пьесе «Царь Ф едор Иоаннович» (поста новка Л. М. Эльстона), где я играл Ф едо ра, есть сцена спора бояр. Она очень важ на для трактовки всей роли Федора, является как бы ключом для нее. Ведь сверхзадача роли Федора — всех при мирить, все сгладить. Бояре спорят — Ф е дор лишь- слушает, но внутренне он живет чрезвычайно насыщенно, каждая фраза вызывает в нем отклик, бурю, целый поток мыслей. Я попытался словами написать то, что он думает, и перевел эти слова в его внутренний монолог, неслышимый зри телю. По сути я продолжал испытывать и воспитывать себя — не прерывать дейст вия и в паузах. Ведь часто актеры просто ждут реплики и в результате, присутствуя на сцене, отсутствуют на ней. Моя работа в спектакле «Царь Федор Иоаннович» была замечена, с рассказом о ней я ездил на творческую конферен цию в Ярославль и фактически после нее получил звание заслуженного 'артиста РСФСР. У Эльстона возникла мысль: в пьесе А. Каплера и Т. Златогоровой «Ленин в 1918 году» дать мне роль В. И. Ленина. Рецензенты положительно встретили ра боту, но я думаю, цена оценки условная — роль В. И. Ленина мне нельзя было играть. И я проявил достаточное мужество, когда в дальнейшем в ответ на предложения говорил, что не могу исполнять роли В. И. Ленина. Право на эту роль имеют немно гие. В этом я убежден и сейчас. Я проработал в Кирове 6 лет, до 1956 года. И вновь почувствовал — чтобы искать в себе новые возможности, надо менять обстановку. Из Кирова я уехал в Астрахань. Режиссуры интересной в Астрахани не оказалось, в Омске же, по сведениям, до меня доходившим, положение стало иное, и я вернулся в Омск. Я вернулся в Омск Девять лет я отсутствовал в Омском театре. Состав труппы на девяносто про центов обновился, возглавлял театр Ю. А. Альховский. Далеко не все спектакли мне понравились, но «Каменное гнездо», по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2