Сибирские огни № 08 - 1979
Помню деталь, мною придуманную: вы ходит Хлестаков в халате, из халата тор чит шнурок, он мотнул им на полуслове, посмотрел: крутится — и закрутил от чаянно. Одну из деталей я заимствовал у ка лужского актера Орлова. Когда Хлестако ва привели во хмелю к городничему, он между прочим облокотился на живот Зем ляники— и разговаривал, разговаривал... Роль Хлестакова требует преувеличений, это комедийная роль, в ней не было ниче го такого, чего бы я боялся. Карандышев же — трагикомедийная роль, кроме того, это была первая роль в моей актерской биографии, которая говорила о любви, к тому же неразделенной. Карандышев — человек ущемленный, по положению не блестящий, ему хочется выглядеть иным, и любит он не просто женщину, а эффект ную женщину. Самолюбие его ноет. Ка рандышев несет в себе возможность быть выше, он стремится к другой жизни, он очень непрост — у Островского это один из сложнейших и интереснейших человече ских характеров. Он эгоист, завистник, но к этому его привели обстоятельства, в ко торых Карандышев и его мать жили. Ка рандышев не смог справиться с обстоя тельствами — очерствел. Я не во всем обвинял его и не только жалел. Ставил «Бесприданницу» Шевелев. Порою он не мог подсказать, что надо актеру, но в то же время проявлял ум, такт, способность понять исполнителя. Когда репетировали «Бесприданницу», я очень боялся оценки Карандышевым дра матического события — Лариса уехала за Волгу с Паратовым. От этого маленького куска зависела моя роль. Шевелев разре шил мне пропускать его, условились: если со стороны Шевелев почувствует, что у меня возник накал, готовность провести этот кусок, то сделает знак. На одной из репетиций так и случилось. Меня понесло. Но и в дальнейшем Шевелев дал мне пра во: почувствую — могу наврать, значит, не трогаю этой сцены. На сдаче «Бесприданницы», как всегда, было много людей. И неожиданно я почув ствовал — у меня возникло то, о чем гово рят: порыв, вдохновение. Погруженный в Карандышева, я полностью владел залом, и это меня вооружало, доставляло радость, наслаждение, полное удовлетворение от творчества, от подлинности происходяще го в моем герое. Я мог молчать сколько угодно — зал был кричащим в своем мол чании. То, что случилось, и называют перево площением. Обнаружилась природа актер ского творчества. Играя, я, Теплов, трезво оценивал и эмоционально реагировал на происходящее, эта оценка давала мне си лу, веру в действующее лицо. Спектакль закончился — и многие из зрительного зала пришли ко мне. Их отно шение к исполнению Карандышева совпало с моими ощущениями. Когда-то мне задавали вопрос, что бы хотелось сыграть из сыгранного? Если от мести возрастное, я хотел бы вновь сыграть Хлестакова (и думаю, что решил £>ы эту роль так же, как тогда), Карандышева, царя Федора. Все перечисленные роли за тронули самые тонкие струны моей души, они дали право и возможность думать и заботиться об обобщениях, о категориях, о жизненных противоречиях. В 1947 году театральная студия, органи зованная Л. С. Самборской, выпустила первых актеров — примерно 35 человек. Из них в дальнейшем вышло немало хоро ших актеров — В. Михайлина, А. Пресня- цов, братья Кутянские, М. Паньшина, В. Карпань, В. Праздин, Л. Орлова. С этой же студии начал свой путь в мир театра ныне народный артист СССР М. А. Улья нов, актер, которого я очень люблю и считаю его искусство высокогражданствен ным и целеустремленным. Один из значительных спектаклей этого времени — «Молодая гвардия» А. Фадеева в постановке Иловайского. После войны инсценировка «Молодой гвардии», сделан ная вахтанговским театром, прошла по сценам многих городов и, как правило, вы зывала огромный зрительский интерес. Спектакль «Молодая гвардия» был дорог как память о тех, кто отдал жизнь за толь ко что установившийся мир, и я помню, с какой трепетностью мы играли его и каким чутким был отклик в зале. Духовная чи стота — вот что объединяло наших героев- молодогвардейцев, несмотря на то, что по характеру все они были разные: мой Сер гей Тюленин не походил на Ивана Земну- хова Г. Бреславского, Олега Кошевого Л. Ковылина, Ульяну Громову В. Михайли ной. Атмосфера духовной чистоты, думаю, неуловимо действовала на зрителей, и на верное, для подрастающего поколения, для десятков тысяч молодых омичей этот спектакль не прошел бесследно. Тема войны и борьбы за мир решалась в то время во многих пьесах. «На той сто роне» Барянова — произведение, далекое от совершенства, но в этой пьесе есть инт рига, занимательный сюжет, присутствует и героическое начало. Видимо, поэтому после войны на афишах разных театров появилось это название, в том числе и у нас. Я играл Мудзимуру, японского раз ведчика. Роль нашего разведчика, кото рую исполнял Ратомский, как говорят в театре, «голубая»^ лишенная много красочности, а Мудзимура выписан бли стательно — в его характере заложено коварство, он умен, хитер, жесток, тонко знает человеческую психологию. В театре начали работу над «Живым трупом» Л. Толстого. Я удивился, получив роль Протасова, но потом вспомнил: Моск вин играл эту роль в Художественном театре, значит, ничего страшного не про изойдет, если на нее назначат актера с не очень выигрышными данными. Но, видимо, для этой роли я еще не созрел — на спек такле открытий не произошло, у моего Протасова не было сложной духовной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2